Вход

УСЛОВИЯ ОБУЧЕНИЯ ИНВАЛИДОВ И ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

 Челябинский государственный университет —  
  • базовое образовательное учреждение высшего профессионального образования, обеспечивающее условия для обучения лиц с ограниченными возможностями и инвалидностью здоровья в Уральском федеральном округе;
  • федеральная инновационная площадка по инклюзивному обучению (2014-2015 гг.);
  • исполнитель государственных заданий Минобрнауки России на выполнение научно-исследовательских работ по разработке нормативно-методического обеспечения инклюзивного профессионального образования лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью (далее - лица с ОВЗ).
Входной пандус
ЧелГУ почти 20 лет занимается практической разработкой вопросов доступности высшего образования для лиц с инвалидностью и формирования системы инклюзивного обучения. При организации инклюзивного обучения в ЧелГУ учитывался как российский опыт, так и результаты международного сотрудничества университета по проектам Еврокомиссии и Международных фондов. Практика осуществления инклюзивного обучения инвалидов в ЧелГУ признана экспертами Еврокомиссии по образованию образцовой. 

С 2004 года Министерством образования и науки России университету присвоен статус базового образовательного учреждения высшего профессионального образования, обеспечивающего условия для обучения инвалидов и лиц с ОВЗ в Уральском федеральном округе. 

В 2014-2015 г. ЧелГУ работал с статусе федеральной инновационной площадки по проекту "Инновационная модель инклюзивного обучения инвалидов и лиц с ОВЗ в образовательной организации высшего образования".

Ежегодно на всех факультетах ЧелГУ обучается более ста студентов с инвалидностью по всем формам обучения,  в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий. Среди студентов-инвалидов ЧелГУ 21% имеют первую группу инвалидности, 24% — вторую группу, 53% — третью группу, 2% имеют статус «ребенок-инвалид». Более 40% студентов имеют нарушения опорно-двигательного аппарата, в том числе передвигающиеся на коляске, 15% студентов имеют нарушения зрения, 9% студентов — нарушения слуха, значительная часть студентов-инвалидов (около 32%) имеет нарушения различных органов и систем организма. К поступлению в ЧелГУ ежегодно по очной и дистанционной форме  в Региональном учебно-научном центре инклюзивного образования готовятся около двадцати молодых людей с ограниченными возможностями здоровья."

С 1998 года около 400 выпускников с инвалидностью успешно окончили ЧелГУ, в том чисолее 70% выпускников из числа инвалидов трудоустроено.


​В Челябинском государственном университете сложилась инновационная система высшего образования инвалидов, в основе которой лежит довузовская подготовка, инклюзивное обучение, дистанционные технологии и сопровождение учебы. ​​​

Доступнность учебных корпусов ЧелГУ

Пандус внутри корпусаДля обучающихся инвалидов и обучающихся с ОВЗ  в учебных корпусах университета и в общежитии создаются материально-технические условия, обеспечивающие возможность их беспрепятственного доступа в аудитории, туалетные и другие помещения, а также их пребывания в указанных помещения.

Для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата в учебном корпусе №1 создана доступная среда: имеются подъездные пандусы ко всем входам в университет, кнопки вызова персонала, лифты и вертикальный подъемник для перемещения между этажами, дополнительные перила и горизонтальный подъемник на лестничных маршах, пандусы в переходах, на каждом этаже имеются специально оборудованные туалеты.

Для обучающихся с нарушениями зрения яркими цветовыми полосами выделены начало и конец лестничных маршей, выполнена контрастная маркировна стеклянных дверей.

В лекционных аудиториях оборудованы специальные места с возможностью размещения студентов на кресле-коляске и подключения к электрической сети технических средств обучения.

На прилегающей территории оборудован светофор со звуковым сигналом, имеются указатели для ориентирования на территории и парковочные места для автомобилей инвалидов.

В студенческом общежитии на первом этаже оборудованы специальные комнаты для проживания маломобильных инвалидов, места общего пользования, установлен входной пандус.


Паспорта доступности для инвалидов объектов ФГБОУ ВО "ЧелГУ" и предоставляемых на них услуг в сфере образования

Материально-техническое обеспечение инклюзивного образовательного процесса

ЧелГУ располагает универсальным оснащением и оборудованием, которое используется в процессе обучения студентами с инвалидностью различных нозологий — это мультимедийная компьютерная лаборатория, аудитория специальных информационных обучающих технологий, лекционная мультимедийная аудитория, учебно-досуговый комплекс, центр информационных ресурсов.
тифлотехническая аудитория
Для студентов с нарушениями зрения создана тифлотехническая учебная аудитория, оборудованная телевизионным увеличивающим устройством, тифлокомплексом «Читающая машина», рабочим местом с брайлевским дисплеем и брайлевским принтером, специальным программным обеспечением, имеются различные аудиотехнические средства.






Для студентов с нарушениями слуха создана сурдологическая учебная аудитория, оборудованная устройствами беспроводной связи для улучшения восприятия речи, имеется комплект видеоустройств с выходом на телевизор и активную доску.

В научной библиотеке ЧелГУ работает специализированный медиацентр, оборудованный современными специальными техническими и программными средствами, позволяющими обучающимися с нарушениями зрения пользоваться любыми информационными источниками.

Сведения о материально-техническом обеспечении инклюзивного образования

Сопровождение инклюзивного образовательного процесса

В ЧелГУ действует специальное подразделение — Региональный учебно-научный центр инклюзивного образования, организующий довузовскую подготовку и сопровождение инклюзивного обучения инвалидов в университете.

Базой для сопровождения в ЧелГУ является инклюзивный образовательный процесс инвалидов и лиц с ОВЗ. Сопровождение является одной из составляющих комплекса  специальных условий адаптированной образовательной программы для обучения лиц с ОВЗ и инвалидов с учетом особенностей их психофизического развития и индивидуальных возможностей. Нормативным основанием, определяющим основы содержания процесса сопровождения, является заключение психолого-медико-педагогической комиссии и (или) индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида.  


Для обучающихся инвалидов и обучающихся с ОВЗ в ЧелГУ осуществляется комплексное сопровождение образовательного процесса, включающее организационно-педагогическое, психолого-педагогическое, психолого-педагогическое, социальное, медицинско-оздоровительное, технологическое сопровождение, а также содействие в трудоустройстве.

Реализуемые виды сопровождения обучения инвалидов и лиц с ОВЗ

В своей деятельности по реализации интегрированного обучения инвалидов ЧелГУ осуществляет широкое партнерство на различных уровнях: с региональными и муниципальными органами исполнительной власти, органами социальной защиты населения, образования, медицины и занятости, образовательными учреждениями, обществами инвалидов, общественными организациями, коммерческими структурами и т.д.

Развитие инклюзивного образования

В университете принята Программа развития инклюзивного образования на 2014-2018 гг., целью которой является повышение уровня доступности высшего образования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в ЧелГУ путем создания специальных условий, обеспечивающих получение ими высшего образования.

Задачи Программы:
  • Совершенствование локальной нормативной базы ЧелГУ,  организационной, материально-технической основы инклюзивного образовательного процесса инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в ЧелГУ.
  • Развитие безбарьерной архитектурной среды ЧелГУ.
  • Повышение уровня доступности высшего образования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в ЧелГУ.
  • Повышение качества высшего образования инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в ЧелГУ.
  • Формирование толерантной социокультурной среды в ЧелГУ.
В Программе предусматривается реализация мероприятий по организации образовательного процесса для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, включающего организационные мероприятия и разработку локальных нормативных актов, мероприятия по кадровому обеспечению и подготовке кадров, мероприятия по работе с абитуриентами из числа лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов,  мероприятия по материально-техническому обеспечению образовательного процесса, мероприятия по адаптации образовательных программ и учебно-методического обеспечения образовательного процесса для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, мероприятия по организации образовательного процесса с использованием дистанционных образовательных технологий, мероприятия по комплексному сопровождению образовательного процесса и здоровьесбережению, мероприятия по подготовке к трудоустройству и содействию трудоустройству выпускников-инвалидов и выпускников с ограниченными возможностями здоровья, мероприятия по формированию толерантной социокультурной среды и организации волонтерской помощи , и мероприятий по развитию безбарьерной среды во всех учебных корпусах и общежитиях, спортивном зале, санатории-профилактории ЧелГУ.

Программа развития инклюзивного образования.pdf

Итоги работы Всероссийской научно-практической конференции "Инклюзивное профессиональное образование"