Вход

​​Аркаим в образовательном п​роцессе​


символ с лошадками 1мелк.jpgАрхеология – наука унив​ерситетская. Только с созданием в Челябинске классического университета в регионе могла быть поставлена задача подготовки кадров профессионалов – археологов.

К 1987 году, ко времени открытия Аркаима, было осуществлено уже 5 выпусков студенто​в исторического факультета. Для многих из выпускников археология и охрана исторического наследия стали делом жизни (В.С. Мосин, С.А. Григорьев, А.Г. Гаврилюк и др.). Вместе с приглашенными молодыми специалистами (Н.О. Иванова, А.Д. Таиров, С.Г. Боталов, Т.С. Малютина и др.) они составили основу археологической лаборатории ЧелГУ.

Открытие Аркаима в значительной степени изменило содержание и формы учебного процесса. Аркаимская проблематика вошла в студенческие  курсовые и дипломные проекты. Широкий спектр исследований по древнейшей истории, природоведению и этнологии определил создание на историческом факультете Кафедры археологии, этнографии и социоестественной истории – второй по счету кафедры в РФ с таким направлением.   

Уже в первой половине 1990-х годов новые материалы по бронзовому веку Урала, включая Аркаим, вошли в программу курса «Археология России». На их основе были разработаны спецкурсы: «Аркаим в системе древних культур и цивилизаций» (Г.Б. Зданович), «Бронзовый век степей Евразии» (Т.С. Малютина). Природоведческие и исторические материалы широко использовались на экологическом факультете ЧелГУ (Левит А.И.) и в общеуниверситетских курса Чел ГУ:

- «Народы Южного Урала: история и культура». Учебное пособие: Зданович С.Я., Любчанская Т.В. Народы Южного Урала: история и культура. Челябинск: изд-во Чел ГУ, 2006.

- «Ранние формы религии и мифология» (Малютина Т.С., Зданович Д.Г.).

Начиная с 1990-х годов и до настоящего времени, спецкурсы, опирающиеся на научную тематику и проблемы Аркаима и «Страны городов», разрабатываются и читаются во многих вузах России:

- Рындина Н.В., Дегтярева А.Д. Энеолит и бронзовый век. Учебное пособие по курсу «Основы археологии». М.: Изд-во МГУ, 2002.

- Мартынов А.И. Археология. Учебное пособие для студентов вузов. М.: Изд-во «Высшая школа»», 2005.

- Археология. Учебник для студентов высших учебных заведений. Под ред. проф. В.Л. Янина. М.: Изд-во МГУ, 2006.

- Очерки истории Урала. Учебное пособие.  Вып. 2. Екатеринбург. 1996.

С открытием Аркаима образовательный процесс в значительной степени переместился с учебных аудиторий в экспедиционное пространство степи. В полевых условиях, в больших солдатских палатках или в зале только что отстроенного дома, нашим студентам читали лекции выдающиеся ученые: В.И. Кефели (Институт почвоведения РАН), И.М. Стеблин-Каменский (Санкт-Петербургский университет), В.В. Зайков (Институт минералогии УрО РАН), Анри де Люмле (Институт антропологии, Франция), Б. Ханкс (США) и другие.

С самого открытия Аркаима Аркаимская долина стала местом проведения студенческих практик по археологии, этнологии, экологии, геологии, музеологии, дистанционным методам исследования Земли. К началу 1990-х годов полевой студенческий лагерь в Аркаимской долине превратился в настоящий студенческий городок. Здесь учились и работали студенты различных курсов и факультетов ЧелГУ, проходили практику студенты МГУ, УрГУ, Омского госуниверситета, МГПИ, курсанты ЧВАИШ, аспиранты университетов г. Торонто (Канада) и г. Питтсбурга (США), школьники и учащиеся колледжей из различных городов России и зарубежья. Среди ярких мероприятий следует отметить опыт «археологической школы» (1989, 1991 гг.) и «геоархеологической школы», ныне (2013 – 2015 гг.)  перенесенной на площадку Ильменского заповедника.

Развивается проект Международного молодежного лагеря под эгидой ЧелГУ. Его завершение – дело будущего.

Научные разработки студентов – исследователей, связанные с проблематикой Аркаима, на протяжении многих лет находят свою реализацию в рамках ВУЗовских, региональных и всероссийских конференций молодых ученых.

В организации образовательного пространства мы всегда прилагали большие усилия, чтобы превратить археологическое наследие в «говорящие культуры» через внедрение этого наследия в музейное дело и создание сети новых музеев. Сегодня это – музей археологии и этнографии ЧелГУ, Музей Природы и Человека заповедника «Аркаим», Челябинский областной историко-краеведческий музей. В настоящее время такая идея успешно воплощается выпускниками ЧелГУ, работающими в этих музеях.

Очень важно, что Аркаим прозвучал в детской литературе:

- Загидулина М.В. Прадедушка Аркаим. Челябинск: Изд-во И. Розина, 2012.

- Раскраска от доктора Алвика.  Челябинск, 2014.

С процессом образования и широким внедрением исторических знаний в сферу бытия связаны многочисленные кино- и телефильмы, снятые различными телестудиями, в том числе и по заказу ЧелГУ - «Аркаим в культурном и духовном ​пространстве» (автор А.Н. Баданов).

мелк путин.jpg

  Большое значение  для образования и просвещения имеет жизнь Аркаима в медиапространстве.

Сегодня Челябинск – один из самых «археологических» городов России. Здесь работают  5 докторов и более 20 кандидатов наук – археологов. В немалой степени это результат образовательной политики ЧелГУ, в течение многих лет ориентированной, в том числе, и на осмысление исторических, культурных, национальных ценностей Южного Урала.



  Встреча президента РФ Путина В.В. со студентами ЧелГУ. Аркаим 2005 г. 

 ​