Вход
EN
454001, г. Челябинск, ул.Братьев Кашириных, 129
Личный кабинет
Абитуриентам

Журнал версийЖурнал версий
02.02.2023
Психолог ЧелГУ рассказала, как распознать суицидальное поведение ребёнка

​Первый заместитель губернатора Челябинской области Ирина Гехт озвучила статистику детского и подросткового суицида в Челябинской области. Цифры неутешительные. Заместитель директора института образования и практической психологии Челябинского государственного университета Мария Кузнецова рассказала, как родителю заметить признаки суицидального поведения ребёнка и как избежать трагедии.

Психолог ЧелГУ рассказала, как распознать суицидальное поведение ребёнка

«Регулярно возвращаемся с коллегами к теме детского и подросткового суицида в нашем регионе, – рассказала в своём телеграм-канале Ирина Гехт. – Если смотреть на цифры, то по уточнённым данным видим, что число зафиксированных попыток суицида в Челябинской области несколько выросло – с 64 в 2020 году до 65 в 2022 году».


Заместитель директора института образования и практической психологии ЧелГУ, специалист по деструктивному поведению Мария Кузнецова отмечает, что типов суицидального поведения несколько и их условно можно поделить на две группы: демонстративное суицидальное поведение (когда человек в разных формах сообщает о своих намерениях с целью привлечь внимание к себе) и истинный суицид (когда человек совершает заранее обдуманный, спланированный акт самоубийства, не привлекая внимания к себе).

«При демонстративном суициде подростки часто косвенно, но иногда и напрямую, сообщают о своих намерениях, – поясняет Мария Кузнецова. – Поскольку молодое поколение часто проводит своё время в социальных сетях и мессенджерах, то можно обратить внимание на то, какие фотографии, картинки, музыку, тексты и посты они выкладывают или лайкают, на какие страницы подписаны, в каких группах состоят. Подросток может напрямую сообщать о своих проблемах и, не находя решения, «в шутку» высказываться на тему смерти и самоубийства».


Кроме того, психолог ЧелГУ назвала и другие признаки, на которые нужно обратить внимание родителю или близкому человеку:

  • • Злоупотребление психоактивными веществами, алкоголем;
  • • Эскейп-реакции (уход из дома, прогулы школы и т. п.);
  • • Прямые или косвенные высказывания, шутки о суицидальных намерениях («Я хочу умереть» (прямое сообщение), «Скоро это уже всё закончится» (косвенное сообщение);
  • • Резкое снижение повседневной активности (апатия, нежелание чем-либо заниматься);
  • • Темы для разговоров связаны со смертью или самоубийством;
  • • Прослушивание музыки и просмотр фильмов на тему смерти и самоубийства;
  • • Внезапные изменения в настроении, резкое отдаление от близких;
  • • Приобретение средств для совершения суицида.








«Истинный суицид никогда не бывает спонтанным, чаще всего окружающие просто не замечают намерения суициданта, – говорит Мария. – Какое поведение подростка может вызвать тревогу относительно его суицидального поведения?  Состояние скуки, апатии, усталости на протяжении длительного времени (от 3-5 дней и более), при этом у подростка может быть нарушен сон, аппетит. Также на протяжении длительного периода подросток не проявляет интерес к чему-либо, к прежним увлечениям, предпочитает оставаться одному, изолируется от близких и друзей. Нередко бывают случаи, когда после такого периода происходит резкая смена настроения – подросток становится радостным, проявляет активность в жизни, может снова заняться увлечениями. Это поведение обусловлено принятием решения о самоубийстве – подросток может детально спланировать акт самоубийства, после принятия такого решения он словно испытывает облегчение».


Психолог отмечает, что если у ребёнка наблюдается даже один из вышеперечисленных признаков, это повод к незамедлительным профилактическим действиям. В первую очередь нужно:

  • • Начать говорить с ребёнком, при этом разговор нужно вести максимально открыто и искренне. 
  • • Важно сообщить подростку, что вы замечаете изменения в его поведении, обеспокоены и встревожены, переживаете за его самочувствие и состояние. 
  • • Уточнить, можете ли вы помочь и как это сделать лучше.  
  • • Не стоит игнорировать ситуацию, даже если от вашей помощи ребёнок отказывается. Стараться чаще уделять своё внимание, разговаривать. Причём беседа не должна строиться на вопросах «Как дела?» или «Как дела в школе?», важно уточнять, как чувствует себя подросток, чем хочет сегодня заняться, можно предложить совместную деятельность (прогулка, поездка в парк, просмотр фильма и т. д.). 
  • • Инициировать разговоры на разные темы: что такое дружба, ценности, любовь, предательство, смысл жизни и т. д. Спрашивать у подростка его понимание в этих темах, обязательно делиться собственным опытом. 
  • • Можно устроить вечер воспоминаний за семейным ужином: посмотреть фотоснимки из детства подростка, вспомнить различные истории и приключения, спросить у ребёнка, что помнит он, какие самые яркие воспоминания о детстве он сохранил. Важно уходить в детали (вспомнить любимую игрушку, любимое место для игр и т. д.), чтобы подросток смог погрузиться в воспоминания, отчётливо их представить, испытать те приятные чувства и переживания из детства. 
  • • Если ситуация приобретает длительный характер, необходимо обратиться к специалисту самостоятельно или с ребёнком.







В январе на базе института образования и практической психологии начал действовать Центр психолого-педагогического сопровождения семьи. Здесь можно получить консультацию по различным вопросам развития, воспитания, образования детей в семье; разобраться с помощью профессионала во внутрисемейных отношениях, получить психологическую поддержку в удобном формате – на личной встрече, при общении по телефону или по видеосвязи, в форме письменного ответа.


Вложения
Закрыть