Вход
EN
454001, г. Челябинск, ул.Братьев Кашириных, 129
Приёмная комиссия +7 (900) 073-30-49
Личный кабинет
Списки поступающих
Главная > Текущая страница

​​​​​​​​



Работает «гор​​ячая линия» РУМЦ ЧелГУ по вопросам приёма, обучения, трудоустройства лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья​, в том числе по информацио​нно-методическому сопровождению студентов с инвалидностью, их родителей (законных представителей) и работников вузов в условиях предупреждения распространения новой коронавирусной инфекции​ - телефоны: +7(800) 302-71- 55, +7(351)799-71-55.

Свои вопросы Вы также можете задать по электронной почте: rumc@csu.ru или через онлайн-форму​.




УСЛОВИЯ ОБУЧЕНИЯ ЛИЦ С ИНВАЛИДНОСТЬЮ И ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Челябинский государственный университет имеет статус ресурсного учебно-методического центра по обучению инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (далее —РУМЦ ЧелГУ), территорией ответственности которого является Челябинская область, Свердловская область, Курганская область (приказ Минобрнауки России от 20.10.2017 №1021);

ЧелГУ более 20 летзанимается практической разработкой вопросов доступности высшего образования для лиц с инвалидностью и формирования системы инклюзивного обучения. При организации инклюзивного обучения в ЧелГУ учитывался как российский опыт, так и результаты международного сотрудничества университета по проектам Еврокомиссии и международных фондов. Практика осуществления инклюзивного обучения инвалидов в ЧелГУ признана экспертами Еврокомиссии по образованию образцовой.

С 2004 года Министерством образования и науки России университету присвоен статус базового образовательного учреждения высшего профессионального образования, обеспечивающего условия для обучения инвалидов и лиц с ОВЗ в Уральском федеральном округе.

В 2014-2015 г. ЧелГУ работал с статусе федеральной инновационной площадки по проекту "Инновационная модель инклюзивного обучения инвалидов и лиц с ОВЗ в образовательной организации высшего образования".

В 2020/21 году на факультетах, в институтах, филиалах и колледже ЧелГУ обучается 144 студента с инвалидностью по всем формам обучения, в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий. Среди студентов-инвалидов ЧелГУ 11% имеют первую группу инвалидности, 21% — вторую группу, 67% — третью группу, 1% имеют статус «лицо с ОВЗ​». Более 27% студентов имеют нарушения опорно-двигательного аппарата, в том числе передвигающиеся на коляске, 13% студентов имеют нарушения зрения, 10% студентов — нарушения слуха, значительная часть студентов-инвалидов (около 39%) имеет нарушения различных органов и систем организма. К поступлению в ЧелГУ ежегодно по очной и дистанционной форме в Ресурсном учебно-методическом центре по обучению инвалидов и лиц с ОВЗ  готовится группа молодых людей с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья.

С 1998 года 438 выпускников с инвалидностью успешно окончили ЧелГУ, в том числе более 60% выпускников из числа инвалидов трудоустроено.


Информация для абитуриентов с инвалидностью и ОВЗ

​В Челябинском государственном университете сложилась инновационная система высшего образования лиц с инвалидностью, в основе которой лежит довузовская подготовка, инклюзивное обучение, дистанционные технологии и сопровождение учебы.​​​

Доступность учебных корпусов и общежитий ЧелГУ

Для обучающихся инвалидов и обучающихся с ОВЗ в учебных корпусах университета и в общежитии создаются материально-технические условия, обеспечивающие возможность их беспрепятственного доступа в аудитории, туалетные и другие помещения, а также их пребывания в указанных помещениях.



Студенческое общежитие приспособлено для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья, на первом этаже оборудованы специальные комнаты для проживания маломобильных инвалидов (5 мест), места общего пользования, установлен входной пандус. Подробнее о студенческом общежитии.

Паспорта доступности для инвалидов объектов ФГБОУ ВО "ЧелГУ" и предоставляемых на них услуг в сфере образования




Материально-техническое обеспечение инклюзивного образовательного процесса

ЧелГУ располагает специальным оснащением и оборудованием, которое используется в процессе обучения студентами с инвалидностью различных нозологий — это мультимедийная компьютерная лаборатория, аудитория специальных информационных обучающих технологий, лекционная мультимедийная аудитория, учебно-досуговый комплекс, центр коллективного пользования специальными техническоми средствами обучения.

В научной библиотеке ЧелГУ работает специализированный медиацентр, оборудованный современными специальными техническими и программными средствами, позволяющими обучающимися с нарушениями зрения пользоваться любыми информационными источниками (подробнее о специализированном медиацентре для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья).​



Сведения о наличии специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

В ЧелГУ имеется специальное спортивное оборудование, приспособленное для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья. Рядом с университетом расположена уличная площадка с тренажерами для занятий адаптивной физической культурой. Учебный корпус № 4 оборудован тренажерным залом для занятий атлетической гимнастикой.

На базе Спортивного клуба ведется подготовка спортсменов к Паралимпийским видам спорта, а также под руководством тренера-преподавателя Алёшкина В. А. работает секция армрестлинга ЧелГУ "Урал", в которой занимаются в том числе студенты с инвалидностью, имеющие высокие достижения как российского, так и международного уровня. Подробнее о наличии оборудованных объектах спорта для лиц с инвалидностью и ОВЗ.

Для обучающихся с инвалидностью и с ограниченными возможностями здоровья в столовых театрального и второго корпусов ЧелГУ обеспечен доступ к объектам питания, созданы условия, которые учитывают возможности людей на кресло-колясках. Подробнее о комбинате студенческого питания.

Использование дистанционных образовательных технологий

Образовательный процесс лиц с инвалидностью и ОВЗ в ЧелГУ может полностью или частично осуществляться с использованием электронного обучения, дистанционных образовательных технологий в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. 
Электронное обучение, дистанционные образовательные технологии, применяемые при обучении лиц с инвалидностью и ОВЗ, предусматривают возможность приема-передачи информации в доступных для них формах в зависимости от ограничений здоровья.
Обучающиеся с инвалидностью и ОВЗ обеспечиваются печатными и электронными образовательными ресурсами в формах, адаптированных к ограничениям их здоровья и восприятия информации.
При необходимости обеспечивается подключение студентов с инвалидностью к занятиям в вузе в режиме онлайн.
Проведение процедуры оценивания результатов обучения лиц с инвалидностью и ОВЗ может проводиться с использованием дистанционных образовательных технологий.
В ЧелГУ используется система​ дистанционного обучения Moodle, в которой установлен блок «Доступность» (block_accessibility), который позволяет увеличивать размер шрифта всего текста и применять высококонтрастные цветовые схемы. В блок также интегрирован ATBar, который предоставляет дополнительные инструменты и параметры настройки, включая поиск по словарю и преобразование текста в речь.

Сопровождение инклюзивного образовательного процесса

В ЧелГУ действует специальное подразделение — Ресурсный учебно-методический центр по обучению инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (ранее — Региональный учебно-научный центр инклюзивного образования), организующий довузовскую подготовку и сопровождение инклюзивного обучения инвалидов в университете.

Базой для сопровождения в ЧелГУ является инклюзивный образовательный процесс инвалидов и лиц с ОВЗ. Сопровождение является одной из составляющих комплекса специальных условий адаптированной образовательной программы для обучения лиц с ОВЗ и инвалидов с учетом особенностей их психофизического развития и индивидуальных возможностей. Нормативным основанием, определяющим основы содержания процесса сопровождения, является заключение психолого-медико-педагогической комиссии и (или) индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида.
​Для обучающихся инвалидов и обучающихся с ОВЗ в ЧелГУ осуществляется комплексное сопровождение образовательного процесса, включающее организационно-педагогическое, психолого-педагогическое, психолого-педагогическое, социальное, медицинско-оздоровительное, технологическое сопровождение, а также содействие в трудоустройстве.

Реализуемые виды сопровождения обучения инвалидов и лиц с ОВЗ

В своей деятельности по реализации интегрированного обучения инвалидов ЧелГУ осуществляет широкое партнерство на различных уровнях: с региональными и муниципальными органами исполнительной власти, органами социальной защиты населения, образования, медицины и занятости, образовательными учреждениями, обществами инвалидов, общественными организациями, коммерческими структурами и т.д.

Развитие инклюзивного образования

В университете принята Программа развития инклюзивного образования на 2019-2021гг., целью которой является развитие профессионального образования лицами с инвалидностью и ОВЗ в соответствии с законодательством Российской Федерации и основными направлениями государственной политики в области социальной и профессиональной реабилитации инвалидов и лиц с ОВЗ​​.

Задачи Программы:
  • Совершенствование локальной нормативной базы ЧелГУ в части обеспечения условий доступности и качества профессионального образования.
  • Создание организационных и педагогических условий для получения профессионального образования инвалидами и лицами с ОВЗ, в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий и электронного обучения.
  • Развитие доступной среды ЧелГУ, материально-технической базы инклюзивного образовательного процесса инвалидов и лиц с ОВЗ, организационных условий обеспечения доступности.
  • Повышение доступности и качества профессионального образования для инвалидов и лиц с ОВЗ в ЧелГУ через адаптацию образовательных программ и учебно-методического обеспечения.
  • Создание условий для успешного профессионального самоопределения обучающихся с инвалидностью и ОВЗ и их социальной адаптации.
  • Развитие социального партнёрства и межведомственного взаимодействия по вопросам социальной и профессиональной реабилитации инвалидов и лиц с ОВЗ.​
В Программе предусматривается реализация мероприятий по организации образовательного процесса для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, включающего организационные мероприятия и разработку локальных нормативных актов, мероприятия по кадровому обеспечению и подготовке кадров, мероприятия по работе с абитуриентами из числа лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, мероприятия по материально-техническому обеспечению образовательного процесса, мероприятия по адаптации образовательных программ и учебно-методического обеспечения образовательного процесса для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, мероприятия по организации образовательного процесса с использованием дистанционных образовательных технологий, мероприятия по комплексному сопровождению образовательного процесса и здоровьесбережению, мероприятия по подготовке к трудоустройству и содействию трудоустройству выпускников-инвалидов и выпускников с ограниченными возможностями здоровья, мероприятия по формированию толерантной социокультурной среды и организации волонтерской помощи , и мероприятий по развитию безбарьерной среды во всех учебных корпусах и общежитиях, спортивном зале, санатории-профилактории ЧелГУ.



false,false,1