Вход
EN
454001, г. Челябинск, ул.Братьев Кашириных, 129
Личный кабинет
Списки поступающих

Управление разрешениямиУправление разрешениями
13.08.2019
О том, как фольклорная практика превратилась в международную экспедицию
Каждый год в один из июльских дней абитуриенты, спешащие подать документы в Миасский филиал, сталкиваются у главного входа в университет с такой картиной: огромная куча, в которой коробки с овощами, спальники, котлы, вязанки дров, сумки, чемоданы, рюкзаки самого разного калибра. Заведующий кафедрой филологии выстраивает студентов для первой общей фотографии – так начинается полевая фольклорная практика. Филологи Миасского филиала были в Уйском и Кундравах, Бродокалмаке и Кондуровке, Коробковке и Ларино. Практика 2019 года прошла на Аркаиме.

​Цель – изучить механизмы формирования образа «место силы». Почему на одном озере собираются только туристы, на другое – спешат паломники? Почему возникают поверья, что какая-нибудь гора или дерево могут исполнять человеческие желания? Как возникают современные ритуалы? Эти и другие вопросы поставили перед собой филологи 1 курса МФ ЧелГУ, работающие под руководством Татьяны Викторовны Савельевой, кандидата филологических наук, доцента кафедры филологии Миасского филиала.

Но не только необычной темой запомнится летняя практика студентам. Вместе с миасскими филологами по местам силы Южного Урала отправилась эмма Уилсон, студентка Йельского университета (штат Коннектикут, США). Такую возможность ей предоставило общество «Американские друзья русского фольклора», которое каждый год на конкурсной основе отправляет волонтеров для участия в фольклорных экспедициях в России.

Эмма учится на третьем курсе направления «Восточно-Европейские исследования», изучает русский и польский языки, литературу, политологию. В июне она проходила стажировку в государственном музее «Эрмитаж» Санкт-Петербурга, а в июле приехала к нам на Урал. Родители Эммы родом с Кубы, она сама родилась уже в Чикаго, много читала о России, любовь к которой началась с «Анны Карениной» Л.Н. Толстого. Изучая «альтернативную историю», американская студентка пытается разобраться, как известные археологические находки, памятники культуры могут использоваться не только с культурными, но и с идеологическими, политическими целями, ультраправыми организациями. Ведь когда понятен механизм, то становится понятно и как ему противостоять.

Экспедиция включала основные знаковые места Южного Урала: остров Веры на озере Тургояк, икону Богоматери в скалах (село Степное), место падения Чебаркульского метеорита и, конечно, Аркаим.

Особым подарком стала наша встреча с археологом Челябинского государственного университета, стоявшим у истоков открытия Страны городов аркаимско-синташтинской культуры – Геннадием Борисовичем Здановичем.

  • Восемь студенток
  • пять экскурсий
  • два костровых котла
  • десятки опрошенных людей и фотографий на местности
  • три восхода солнца, встреченных на Шаманке
  • пять белых лилий, распустившихся за это время в местной речке Караганке
  • близкое знакомство с ежиком…… и многое другое.

А результат – черновик научной статьи про механизм формирования неомифологии, записанные интервью, материал для научной работы студентов Миасского филиала и студентки американского университета, новые впечатления, дружеские связи, планы дальнейшего международного сотрудничества.​