Вход
EN
454001, г. Челябинск, ул.Братьев Кашириных, 129
Приёмная комиссия +7 (900) 073-30-49
Личный кабинет
Списки поступающих
Главная > Текущая страница

Проект Российского научного фонда (Соглашение № № 22-28-00557 от 15.12.2021)

Диссертационная культура научного сообщества советских историков 1920–1950-х гг.: адаптация дореволюционного опыта и поиски новой модели подготовки ученых

 

Коллектив проекта планирует «проникнуть» в советскую диссертационную культуру/систему, как одну из важнейших сфер функционирования научного сообщества в период раннего советского времени. Именно она порождала иерархично организованную структуру советской науки, в основе которой находились ученые степени, звания, приоритетная для изучаемого периода научная проблематика, проблемно-тематическая структура научного исторического знания.

 

 

Исполнители проекта:

Алеврас1.jpgГришина1.jpgСкворцов 1.jpgБялик 1.jpg

Алеврас Наталия Николаевна, доктор исторических наук, профессор, профессор кафедры истории России и

зарубежных стран, ведущий научный сотрудник учебно-научной лаборатории Цифровых гуманитарных исследований, Челябинский государственный университет.


Гришина Наталья Владимировна, кандидат исторических наук, доцент, декан историко-филологического

факультета, доцент кафедры истории России и

зарубежных стран, старший научный сотрудник учебно-научной лаборатории Цифровых гуманитарных исследований, Челябинский государственный университет.

Скворцов Артем Михайлович, кандидат исторических наук, доцент, доцент кафедры истории России и

зарубежных стран, Челябинский государственный университет, научный сотрудник Института истории естествознания и техники РАН (Санкт-Петербургский филиал).

Белик Ксения Михайловна, стажер-исследователь Института гуманитарных историко-теоретических

исследований им. А. В. Полетаева, НИУ ВШЭ, приглашенный преподаватель Школы исторических наук ФГН, НИУ ВШЭ, Аспирант 2-го года обучения Аспирантской школы по историческим наукам, НИУ ВШЭ (Москва).


Идея проекта: 


Поиски оптимальных критериев и форм для диссертационных защит велись на протяжении всего времени развития науки и высшего образования в России. Со временем они приобрели особую важность. 


По мнению исследователей проекта сегодня необходимо внимательного изучить эффективность ранее существовавшей модели подготовки научных кадров и выявить в ней сильные стороны, чтобы применить к современной российской диссертационной системе. 


Проект опирается на уже приобретенный исследовательский опыт научного коллектива по изучению особенностей российской дореволюционной диссертационной культуры XIХ – начала XX в. Его продолжение ориентировано на изучение трансформационных явлений в сфере диссертационной культуры 1920-х–1950-х гг. 


Исследователи ставят перед собой следующие задачи: 


1. Сформировать базу данных «Советские диссертанты-историки и их диссертации. 1920-е–1950-е гг.».

2. Осуществить анализ и обобщение статистико-динамичных рядов диссертационных исследований, тем самым установить степень результативности диссертационной культуры.

3. Выявить механизмы взаимодействия научного сообщества и власти по вопросам статуса диссертационного исследования и процедуры его защиты, а также особенности адаптации научного сообщества к нормативно-правовым установкам в области подготовки кадров высшей квалификации.

4. Проанализировать практики подготовки диссертаций через линию взаимодействия учитель-ученик и определить преобладающие модели работы научных руководителей с аспирантами.

5. Проанализировать конкретные диссертационные истории, позволившие представить общую картину

трансформационных изменений указанного времени.

6. Определить линии преемственности и разрывов между дореволюционной и советской исторической наукой.

7. Представить процесс формирования канона советской диссертационной культуры и реконструировать образ эталонной диссертации и диспута. 


 

Диссертационные истории представителей различных научных и идейно-политических ориентаций ученых позволят в заданном ракурсе интерпретировать явления новой диссертационной культуры, представленной различными генерациями ученых. Для реализации задач проекта существенное значение придается использованию методов цифровой гуманитаристики в целях разработки базы данных. Советские диссертанты-историки и их диссертации. 1920-е–1950-е гг. В современной историографии интересующие ракурсы состояния исторической науки и историко-научного сообщества указанного периода не стали специальным предметом изучения.

 

Прослеживая специфику диссертационной культуры в изучаемый период, есть возможность сравнивать новые тенденции ее состояния со стартовым дореволюционным периодом рубежа XIX-XX вв., а также с современным состоянием.


false,false,1