НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА КАФЕДРЫ
С первых дней существования кафедры научно-исследовательская работа являлась неотъемлемым звеном в становлении и развитии её кадрового потенциала. Наука на кафедре всегда играла важнейшую роль и в адаптации современных педагогических идей и образовательных технологий к новым условиям учебного, воспитательного и тренировочного процессов. История кафедры помнит всех ярких учёных и практиков сферы физической культуры, работающих в разные годы в ЧелГУ и внёсших свой вклад в становление и развитие теории и методики физического воспитания, спортивной тренировки, адаптивной физической культуры и оздоровительных технологий. С момента
основания и по настоящее время кафедра тесно сотрудничает с ведущими
научно-образовательными центрами и научными школами отечественной и мировой спортивной
науки. Одним из первых научных руководителей на кафедре был корифей спортивной
педагогики, один из самых известных в мире советских и российских учёных в области теории и методики
физического воспитания, физической культуры и спорта, – Заслуженный деятель науки России (1984),
Почетный доктор Германской высшей школы физической культуры (1985), доктор
педагогических наук (1965), профессор (1967) Лев Павлович Матвеев (22.08.1924–21.07.2006 гг.). Лев Павлович Матвеев, г. Москва, 1999 год Заслуженный деятель науки России (1984), Почетный доктор Германской высшей школы физической культуры (1985), доктор педагогических наук (1965), профессор (1967), заведующий кафедрой теоретико-методических основ физкультуры и спорта Российской государственной академии физической культуры Исследуя различные аспекты управления спортивным совершенствованием
спортсменов-игровиков, Л.П.Матвеев со своим учеником, вторым заведующим
кафедрой физического воспитания и спорта ЧелГУ Ахмедзяновым Михаилом Галимзяновичем (14.04.1940-11.02.2008 гг.), на базе нашего университета
и Государственного центрального ордена Ленина института
физической культуры (г. Москва), провели серьёзный цикл научно-педагогических
исследований, по результатам которых в 1979 году М.Г.Ахмедзяновым была защищена
диссертация на соискание учёной степени кандидата педагогических наук по специальности
13.00.04 – теория и
методика физического воспитания и спортивной тренировки (включая методику
лечебной физкультуры) на тему: «Сравнительный анализ динамики
подготовленности и тренировочных нагрузок как предпосылка управления спортивным
совершенствованием юных хоккеистов 15-16-летнего возраста в соревновательном
периоде» (Москва, 1979 год). Научной новизной исследования М.Г.Ахмедзянова
являлась впервые предпринятая попытка рассмотрения в условиях педагогического
эксперимента структуры соревновательных действий хоккеистов 15-16 летнего
возраста. По-новому было определено их рациональное содержание и параметры
нагрузок, в которых в соревновательном периоде подготовки должны тренироваться
юные хоккеисты. Кроме того, на основе материалов исследования, Л.П.Матвеевым и
М.Г.Ахмедзяновым была разработана система тестов и контрольных упражнений, которые
до сих пор актуальны и применяются для оценки показателей технической и
тактической подготовленности хоккеистов. Ахмедзянов
Михаил Галимзянович (14.04.1940-11.02.2008 гг.) Кандидат педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой физического
воспитания и спорта ЧелГУ с 1988 по 2002 годы В результате научных исследований М.Г.Ахмедзянова объективно было доказано, что: 1) использование на тренировках хоккеистов неспецифических нагрузок аэробной направленности в соревновательном периоде подготовки позволяет избежать снижения тренированности спортсменов 15-16 лет, защищает от "перетренировки", создает условия для применения хоть и напряженных, но высокоинтенсивных нагрузок; 2) результативность соревновательных технико-тактических действий определяется и достигается созданием на тренировочных занятиях условий, адекватных характеру и уровню физической и психической напряженности соревнований; 3) соревновательный период (по длительности) должен состоять из ряда мезоциклов, в структуре которых отдельные микроциклы могут носить "поддерживающий", "развивающий", "модельно-соревновательный" и "разгрузочный" характер. Не менее яркий след в развитии науки на кафедре оставил заведующий кафедрой с 2002 по 2008 годы, Заслуженный работник физической культуры России, судья Олимпийской категории по дзюдо, обладатель 5 дана по дзюдо, к.п.н., доцент, Перевозников Александр Сергеевич (р. 28.08.1959 г.).  Перевозников Александр Сергеевич, к.п.н., доцент Заведующий кафедрой с 2002 по 2008 годы, Заслуженный работник физической культуры России, судья Олимпийской категории по дзюдо, обладатель 5–ого дана по дзюдо
В своей диссертации на соискание учёной степени кандидата педагогических наук по специальности 13.00.04 – теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры на тему «Программно-методическое обеспечение начальной подготовки дзюдоистов 6-10 лет с использованием композиционного планирования» под научным руководством д.п.н., профессора Валерьяна Владимировича Кима (Тюмень, 2003 год), А.С.Перевозников впервые предложил программу занятий с оздоровительной направленностью для групп начальной подготовки у дзюдоистов 6-10 лет. В эту программу, на основе выявленных автором отстающих показателей здоровья, был включен оздоровительный раздел со средствами лечебной физической культуры. В программе, предложенной А.С.Перевозниковым, также имеется структура годового планирования с делениями на: общий, общефизический, ориентирующий на специализацию, контрольный и воспитательно-образовательный периоды, а также период внеурочных и самостоятельных занятий для детей 6-10 лет. В работе содержится новаторское содержание целенаправленной воспитательной работы с учениками и родителями. Для интеграции упражнений общеразвивающей и лечебной физической культуры А.С.Перевозниковым было рекомендовано использовать композиционное планирование занятий, механизм действия которого заключается во взаимосвязи индивидуальных показателей с возрастными нормами здоровья детей. При этом планирование конкретной группы упражнений, средств и методов лечебной физической культуры должно исходить из динамики фактических уровней физического развития, подготовленности юных дзюдоистов и их соответствия возрастным нормам. В результате исследований А.С.Перевозникова:
1) разработана программа начальной подготовки юных дзюдоистов с оздоровительной направленностью. В отличие от ныне действующих программ ее содержание усилено за счет дополнительного включения средств и методов лечебной физической культуры, введения направленных корригирующих упражнений, обеспечивающих оздоровительный эффект тренировки. Для интеграции упражнений общеразвивающей и лечебной физической культуры усовершенствованы разделы программы, объединенные элементами композиционного планирования, механизм действия которого заключается в постоянном сопоставлении достигнутых фактических величин с заданными возрастными нормами здоровья детей. Доказана возможность и эффективность использования композиционного планирования в программно-методическом обеспечении начальной подготовки юных дзюдоистов. 2) предложена методика начальной подготовки в борьбе дзюдо, основанная на использовании, наряду с общеразвивающими упражнениями, средств лечебной физической культуры для коррекции индивидуальных нарушений осанки, опорно-двигательного аппарата, повышения уровня морфофункциональных показателей и физической подготовленности занимающихся. Применение заранее заданных и подобранных средств позволяет с помощью педагогических воздействий корректировать исходные индивидуальные данные до заданных норм показателей здоровья детей. На кафедре в разные годы работали люди, сделавшие не только существенный вклад в науку, но и определившие ход и традиции научной мысли в ЧелГУ на долгие годы вперёд. К таким учёным относится Почетный работник высшего профессионального образования, действительный член академии МАЭН, член-корреспондент РАЕН, д.б.н., профессор Попова (Алфёрова) Татьяна Владимировна (р. 24.03.1941 г.). Татьяна Владимировна закончила Челябинский государственный медицинский институт по специальности «лечебное дело» (1965). В 1974 г. защитила диссертацию на соискание учёной степени кандидата медицинских наук по специальности 14.00.17 – нормальная физиология по теме «Онтогенетические особенности развития процессов утомления и восстановления работоспособности человека после дозированной мышечной деятельности» (Челябинск, 1974 год). В 1990 г. Т.В.Попова защитила диссертацию на соискание учёной степени доктора биологических наук по специальности 03.00.13 – физиология человека и животных по теме «Возрастные особенности адаптации сердечно-сосудистой системы к локальной мышечной деятельности» (Челябинск, 1990 год). В настоящее время Татьяна Владимировна работает профессором на кафедре «Организация и технология питания» в ФГБОУ ВПО «Южно-Уральский государственный университет» (НИУ), где руководит аспирантурой и докторантурой, развивая научное направление в области исследования возрастных особенностей психофизиологической адаптации человека.
 Попова (Алфёрова) Татьяна Владимировна, д.б.н., профессор
Почетный работник высшего профессионального образования, действительный член академии МАЭН, член-корреспондент РАЕН, награждена нагрудным знаком «За милосердие и благотворительность» Министерства образования и науки РФ
Плодотворно занимаясь научным исследованием прикладных проблем психофизиологии безопасности, изучая вопросы возрастных особенностей адаптации человека, Т.В.Попова стала автором свыше 250 научных работ и публикаций. Среди них: монографий – 5, учебных пособия с грифом Минобрнауки России – 1, других учебных пособий – 15, патентов России – 4, свидетельств на компьютерные программы – 2. Сегодня Попова Татьяна Владимировна автор целого ряда авторских курсов и научно-образовательных программ: Основы медицинских знаний; Основы социальной медицины; Содержание и методика социально-медицинской работы; Психофизиология безопасности; Социальная экология.
Татьяна Владимировна очень авторитетный и активный научный и общественный деятель. Она председатель правления городской общественной организации «Волонтеры хосписа»; член редколлегии издающегося в г.С-Петербурге и известного в России и мире научного периодического журнала «Вестник психофизиологии»; член диссертационного совета Д 212.295.03 в ФГБОУ ВПО «Челябинский государственный педагогический университет»; член координационного совета женщин при администрации г. Челябинска; Лауреат регионального звания «Человек года – 2000 г.» в номинации «Научная деятельность»; награждена грамотой губернатора Челябинской области. Весомый вклад в развитие науки на кафедре внёс профессор кафедры, к.п.н., доцент Рыбаков Владимир Витальевич (р. 13.11.1951 г.). Владимир Витальевич работал на кафедре с 2002 по 2013 годы. В 1974 году он с отличием окончил Челябинский филиал Омского государственного института физической культуры. В 1980 году окончил аспирантуру Ленинградского государственного научно-исследовательского института физической культуры. В своей диссертации на соискание учёной степени кандидата педагогических наук по специальности 13.00.04 – теория и методика физического воспитания и спортивной тренировки (включая методику лечебной физкультуры) на тему «Методика воспитания специальной выносливости при различных вариантах сочетания тренировочных нагрузок в днях микроцикла» под научным руководством к.п.н., доцента Евгения Александровича Грозина (Ленинград, 1983 год), В.В.Рыбаков впервые показал, что проблему воспитания локальной выносливости можно рассматривать как минимум с двух взаимосвязанных сторон: а) с развития силовых способностей основных мышечных групп и б) с развития способности к длительному поддержанию высоких или оптимальных усилий из чего, собственно по мнения В.В.Рыбакова и должен складывается спортивный результат на тех дистанциях, на которых существенное значение имеет такое физическое качество, как выносливость. Таким образом, к стратегии воспитания локальной выносливости в циклических видах спорта (ЦВС) В.В.Рыбаков отнёс применение тех средств и методов, которые направлены на улучшение: 1) силовых возможностей основных мышечных групп спортсменов в различных вариантах их проявлений, а именно: а) максимальной силы в статическом или динамическом режимах; б) взрывной силы и других проявлений скоростно-силовых возможностей; в) силовой выносливости в динамических циклических упражнениях, сходных по биомеханическим параметрам с соревновательной локомоцией. 2) выносливости мышц, проявляемой в основной соревновательной локомоции при различной интенсивности работы (от спринта до умеренной мощности). Такое понимание позволило В.В.Рыбакову выйти на психолого-педагогическое решение задач: 1) определения рационального соотношения объемов средств силовой направленности с другими средствами подготовки, в частности – аэробными; 2) выявления оптимального распределения средств силовой направленности в рамках одного занятия и микроцикла, как основных единиц и составляющих многолетней подготовки спортсменов; 3) сопряжения решения задач технической и специальной силовой подготовки. Диссертационные исследования В.В.Рыбакова достоверно показали, что максимальная сила наиболее эффективно улучшается при использовании изометрического, концентрического, эксцентрического режимов работы мышц, метода электростимуляции, применяемых по методу повторных максимальных усилий. Величина нагрузки (ВН) – 85–130 % от МПС, количество повторений (КП) в подходе 1–5, число подходов (ЧП) – 3–10, интервал отдыха (ИО) между подходами – 3–5 минут. В.В.Рыбаков также доказал и то, что если в тренировке стоит задача увеличения не только мышечной силы, но и мышечной массы (гипертрофии мышечных волокон (МВ)), то мышечные нагрузки должны дополняться повторным и/или повторно-серийным упражнениями. Эти упражнения наибольшей эффективности достигают при уменьшении ВН до 70–85 %, ИО между подходами до 30–120 секунд и увеличении КП до 8–12, ИО между сериями – 5–10 минут. Дальнейшие исследования В.В.Рыбакова и его учеников раскрыли интегративно-научный характер сделанных им 1983 году выводов. Так в работах 90-х годов прошлого столетия В.В.Рыбаков в соавторстве показал, что перечисленные им в диссертации методы должны способствовать повышению частоты разрядов α-мтоонейронов, совершенствовать способность к синхронизации работы отдельных двигательных единиц (ДЕ) мышцы и произвольной мобилизации большего их числа, способствовать гипертрофии мышечных волокон и совершенствовать координацию в работе мышц синергистов и антагонистов. В совместных работах с д.п.н., профессором Леонидом Михайловичем Куликовым, и общими с ним учениками, В.В.Рыбаков доказали, что основным методическим требованием к совершенствованию силовой выносливости применительно к коротким дистанциям в ЦВС является увеличение мощности рабочего усилия в каждом цикле движений за счет такого подбора временных и амплитудных характеристик, при которых достигается наибольшая мощность работы сократительного аппарата мышц. Это требование реализуется примерно при 40 % от максимальной скорости ненагруженного сокращения мышцы, поэтому в таких ЦВС как велосипедный, легкоатлетический спринт, плавание — скорость сокращения мышц при выполнении специальных упражнений ниже соревновательной, а в гребле – выше.  Рыбаков Владимир Витальевич, к.п.н., доцент
Профессор кафедры физического воспитания и спорта, работал с 2003 по 2013 годы, награждён нагрудным знаком «Отличник физической культуры и спорта» В годы первого десятилетия XXI века проблема воспитания выносливости отчетливо поставлена в новом ракурсе работ В.В.Рыбакова и его учеников. Раскрыта актуальность и своевременно поднята проблема педагогической ёмкости в решении проблем моделирования интенсификации современных нагрузок в спорте, проведен анализ медико-биологических аспектов понимания самого термина «тренированности», связанной с ростом и развитием мышц на основе современного понимания биологических закономерностей функционирования нервно-мышечного аппарата и разной стратегии адаптации организма спортсменов к физическим нагрузкам. Так, в настоящее время профессором В.В.Рыбаковым и его учениками предпринимаются попытки обобщить имеющиеся данные и представить их в виде некоторой системы взглядов, касающихся: — меняющейся значимости (благодаря фармакологии) мышечных компонентов для выносливости в циклических видах спорта; — оптимального места тренировки локальной выносливости в системе подготовки спортсменов; — открытия новых лимитирующих факторов работоспособности в циклических видах спорта; — поиска инновационных средств и методов, определяющих скорость и качество развития специальной выносливости. Сегодня стаж работы В.В.Рыбакова в высших учебных заведениях – более 40 лет, он автор свыше 250 научных работ и публикаций, из них 17 монографий и 24 пособий. Одними из наиболее востребованных монографий В.В.Рыбакова с соавторами можно назвать работы: «Интеллектуальный вектор развития спортивной культуры» (Челябинск, 2001 г.), «Управление спортивной подготовкой: теоретико-методологические основания» (Челябинск, 2003 г.), «Двигательная активность и здоровье подрастающего поколения» (Челябинск, 2009 г.), «Спортивная подготовка: состояние, проблемы, направления модернизации» (Челябинск, 2012 г.). Владимир Витальевич активно работает по двум очень важным для образования и спорта научным направлениям: «Развитие и модернизация оздоровительного потенциала двигательной активности человека» и «Инновационное обновление содержания и методов подготовки спортсменов высокого класса и спортивного резерва России». Оба направления научной деятельности В.В.Рыбакова неоднократно поддерживались внутривузовскими и внешними грантами. По материалам этих исследований вузом систематически издавались пособия и монографии. Результаты научных работ В.В.Рыбакова с соавторами легли в основу практических рекомендаций по формированию навыков здорового образа жизни студентов «Если хочешь быть здоров (Введение в здоровый образ жизни)» (Челябинск, 2008 г.) и «Физическая культура в системе образования студентов» (Челябинск, 2012 г.). С 2010 по 2013 годы на кафедре работала к.б.н., доцент кафедры Стадник Ольга Степановна (р. 12.06.1968 г.). В своей диссертации на соискание учёной степени кандидата биологических наук по специальности 03.00.13 – физиология на тему «Функциональные изменения в организме детей при адаптации к обучению в начальной школе» под научным руководством д.б.н., профессора Татьяны Владимировны Поповой (Челябинск, 2006 год), О.С.Стадник впервые определила особенности адаптационных изменений функций сердца и нейродинамики у школьников 1-3-х классов, разного пола и успеваемости по образовательной программе Л.В. Занкова и программе «Школа – 2100». Так, у детей, обучающихся по программе Л.В. Занкова, адаптационные изменения выражаются в высоких значениях амплитуды моды и индекса напряжения в структуре сердечного ритма. Для детей, обучающихся по программе Л.В. Занкова также характерны: медленноволновая активность в спектре кардиоинтервалов, реакция «напряжения адаптации» на локальную мышечную нагрузку, наличие дельта-ритма на электроэнцефалограмме, высокая подвижность и утомляемость нервных процессов относительно, чем у группы учащихся, обучающихся по программе «Школа – 2100». Таким образом, О.С. Стадник: 1) изучила динамику функционального состояния сердечно-сосудистой и центральной нервной системы у школьников 7-10 лет в процессе обучения по разным образовательным программам; 2) описала особенности адаптационных реакций сердца обследуемых на локальную мышечную нагрузку статического характера; 3) выявила специфику психофизических функций у школьников 1-3-х классов с трудностями обучения. В результате исследований О.С. Стадник было установлено, что при обучении по программе Л.В. Занкова наибольших успехов достигли дети с выраженной активностью симпатического отдела нервной системы. По образовательной программе «Школа – 2100» - дети с умеренной активностью симпатического отдела нервной системы показывали схожие успешные результаты, что и респонденты, обучающиеся по программе Л.В. Занкова. В обеих группах наблюдения были выявлены и схожие по динамике сезонные изменения адаптационных реакций на локальную нагрузку, свидетельствующие об общем характере нарастания утомления у детей в весенний период. Дальнейшие научные работы О.С. Стадник показали, что: 1) адаптационные изменения в организме школьников первых трёх лет обучения имеют особенности не только по половому признаку, но и по признакам: успеваемости, сезонности, содержания образовательных программ. Наиболее напряжённая адаптация наблюдается у школьников, обучающихся по программе Л.В. Занкова. При этом такая напряжённость у этих детей наблюдается уже с первого года обучения. Тогда как у обучающихся по программе «Школа – 2100» напряженность начинает нарастать только на втором годе обучения и значений контрольной группы достигает лишь к концу второго года; 2) адаптационные изменения у школьников 1-3-х классов выражаются в высоких значениях амплитуды моды и индекса напряжения в структуре сердечного ритма. Для детей, обучающихся по программе Л.В. Занкова также характерны: медленноволновая активность в спектре кардиоинтервалов, реакция «напряжения адаптации» на локальную мышечную нагрузку, наличие дельта-ритма на электроэнцефалограмме, высокая подвижность и утомляемость нервных процессов относительно, чем у группы учащихся, обучающихся по программе «Школа – 2100»;
3) при обучении в классах выравнивания по обоим программам, – повышение напряжения центральных механизмов регуляции функций сердца отмечается уже в первый год обучения. Во втором и третьем классах отмечается снижение активности симпатических и увеличение парасимпатических влияний на сердце подавляющего большинства обследованных детей. Мутовкина Татьяна Геннадьевна (р. 09.01.1968 г.), к.м.н., доцент, работала на кафедре внутренним совместителем с 2007 по 2013 годы. Татьяна Геннадьевна – известный в г.Челябинске специалист по неврологии, лечебной и оздоровительной физической культуре, массажу, мануальной терапии, восстановительной медицине, адаптивной физической культуре. Широко известны научные работы Татьяны Геннадьевны и по педагогике и психологии высшей школы. Мутовкина Татьяна Геннадьевна, к.м.н., доцент, профессор Российской академии естествознания (2013)
Татьяна Геннадьевна в 1990 году окончила Челябинский государственный медицинский институт (ныне – Южно-Уральский государственный медицинский университет) по специальности «Лечебное дело». С 1993 года начала профессиональную деятельность в должности преподавателя на кафедре «Спортивная медицина и лечебная физкультура» в Челябинском государственном институте физической культуры (ныне – Уральский государственный университет физической культуры). В 1998 году защитила кандидатскую диссертацию на соискание учёной степени кандидата медицинских наук по специальностям 14.00.16. – патологическая физиология и 14.00.13. – неврология на тему «Патогенетическая роль нарушений системной гемодинамики при детском церебральном параличе» под научным руководством д.м.н., профессора Ильи Анатольевича Волчегорского и д.м.н., профессора Юрия Степановича Шамурова (Челябинск, 1998 год). В своей диссертационной работе Т.Г.Мутовкина впервые организовала и провела комплексное исследование нарушений системной гемодинамики, функций внешнего дыхания (ФВД), системы крови, психоневрологических сдвигов и признаков висцеральных расстройств при детских церебральных параличах (ДЦП). Ею установлена прямая зависимость выраженности расстройств центральной гемодинамики от положения тела ребенка с ДЦП. В ходе исследований Т.Г.Мутовкиной впервые выявлены энзимологические признаки паренхиматозного поражения печени, а также установлен факт снижения фильтрационной функции почек при ДЦП. Второй ключевой особенностью исследований Т.Г.Мутовкиной явился факт выявления и описания гематологических признаков стресса при ДЦП. Было установлено, что целенаправленное снижение психоэмоционального стресса при ДЦП способствует нормализации кровообращения, увеличению устойчивости к гипоксии и смягчению неврологической симптоматики. Впервые показаны издержки консервативного лечения, которые проявляются признаками слабовыраженного реперфузионного повреждения печени. В результате активного внедрения результатов исследования Т.Г.Мутовкиной в практику, ею была предложена и апробирована комплексная методика релаксационной телесно ориентированной мануальной терапии (РТМПТ), которая направлена на одновременное достижение анксиолитического эффекта и непосредственной релаксации скелетной мускулатуры детей с ДЦП. Организованные и проведённые исследования доказали, что: 1) ДЦП сопровождается развитием гипокинетических сдвигов центральной гемодинамики на фоне децентрализации кровотока. Выраженность нарушений системной гемодинамики зависит от положения тела и является важным фактором развития гипоксии у детей; 2) церебральный паралич характеризуется паренхиматозным поражением печени, нарушением фильтрационной функции почек, эозинопенией, нейтрофиллезом, тромбоцитопенией и развитием слабовыраженной гиперхромной анемии; 3) патогенез дисциркуляторных и гипоксических расстройств при ДЦП во многом связан с высоким уровнем психоэмоционального стресса. Целенаправленная психотерапевтическая коррекция степени психоэмоционального напряжения способствует относительной нормализации кровообращения, улучшению фильтрационной функции почек и смягчает выраженность неврологической симптоматики при ДЦП. Дальнейшие исследования Т.Г.Мутовкиной, в том числе в период работы в ЧелГУ, углубили теоретическое понимание изучаемых проблем и расширили их практическую значимость. В частности было доказано, что: 1) распространенные спастические парезы при ДЦП сопровождаются гипокинетическими сдвигами центральной гемодинамики на фоне уменьшения рефлекторной вазоконстрикции в нижних конечностях при активном ортостазе; 2) спастические расстройства дыхательной мускулатуры при ДЦП сопровождаются нарушениями внешнего дыхания, что проявляется снижением ЖЕЛ; 3) дисциркуляторные расстройства при ДЦП сопровождаются развитием стресса, снижением толерантности к гипоксии, накоплением молочной кислоты в крови, нарушением фильтрационной функции почек, а также энзимологическими признаками повреждения печени и мышц. Совокупность перечисленных сдвигов свидетельствует о развитии комбинированной (циркуляторной и респираторной) гипоксии при ДЦП; 4) ДЦП характеризуется сниженным содержанием переокисленных липидов в крови и гематологическими признаками адаптации к хронической гипоксии; 5) включение анксиолитической психотерапии в схему комплексного консервативного лечения ДЦП способствует уменьшению психологических проявлений стресса, нормализации центральной гемодинамики, ЖЕЛ, фильтрационной функции почек, нарастанию устойчивости к гипоксии и смягчению неврологической симптоматики. Много научных и научно-методических работ Татьяна Геннадьевна сделала совместно со своим отцом, одним из основателей спортивной медицины и адаптивной физической культуры на Урале, большим другом и, для многих на нашей кафедре, учителем – с Заслуженным работником физической культуры России, д.м.н., профессором Шориным Геннадием Александровичем. Память об этом удивительном человеке, блестящем руководителе, настоящем учёном и общественном деятеле бережно хранится в наших сердцах. Сегодня Т.Г.Мутовкина – автор свыше 57 научных работ и публикаций, из них: 3 монографии, 5 учебных и методических пособий. Под ее руководством были подготовлены и защищены 2 кандидатские диссертации. В настоящее время Татьяна Геннадьевна работает над докторской диссертацией по проблеме расширения двигательного потенциала детей с различными проявлениями детского церебрального паралича, ведёт активную общественную и просветительскую работу. С 2010 по 2013 годы внешним совместителем на кафедре работала Перепелюкова Елена Викторовна (р. 23.12.1966 г.), к.п.н., доцент. В своей диссертации на соискание учёной степени кандидата педагогических наук по специальности 13.00.04 – теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры на тему «Оптимизация психофизиологического состояния студенток-первокурсниц специальной медицинской группы в процессе занятий оздоровительным шейпингом» под научным руководством д.п.н., профессора Владимира Ильича Сивакова (Тюмень, 2005 год), Е.В.Перепелюкова: 1) экспериментально обосновала методику физического воспитания студенток-первокурсниц специальной медицинской группы, основанную, во-первых, на дифференциации содержания и организации учебно-воспитательного процесса в зависимости от общего состояния их здоровья, физкультурных потребностей, текущего психофизиологического состояния; во-вторых, на комплексном решении оздоровительных, образовательных, развивающих, воспитательных и коррекционных задач; в-третьих, на дозировании физических нагрузок оздоравливающей и сберегающей групп в процессе использования средств и методов оздоровительного шейпинга, дыхательной гимнастики, сюжетно-музыкальных игр, аутосуггестии, релаксации, функциональной музыки, способствующих оптимизации психофизиологического и функционального состояния, психических свойств; 2) исследовала педагогический потенциал оздоровительного шейпинга как вида двигательной деятельности, позволяющего не только строго регламентировать физические нагрузки для лиц с ослабленным здоровьем, но и создать благоприятный эмоциональный фон за счет музыки, что достоверно способствовало повышению мотивации девушек к занятиям физической культурой, оптимизации их психофизического состояния, позитивной динамике психических свойств и социальной адаптации студенток в начальный период обучения в вузе; 3) определила критерии эффективности физического воспитания студенток-первокурсниц, занимающихся в специальной медицинской группе по авторской методике, которыми являются: благоприятное психофизиологическое и эмоциональное состояние занимающихся; осознанная, значимая и действенная мотивация занятий; физкультурно-оздоровительная двигательная активность; позитивные изменения в самооценке и в динамике личностных свойствах девушек. С помощью материалов своих исследований Е.В.Перепелюкова так же установила, что фазами психофизиологического стресса у студенток-первокурсниц с ослабленным здоровьем при продолжительности ОМЦ 21 день являются предменструальная, менструальная и постменструальная фазы; при ОМЦ 28 дней — менструальная, овуляторная и постовуляторная фазы; при ОМЦ 30 и 36 дней — менструальная и овуляторная фазы; при ОМЦ 32 дня — менструальная и постменструальная фазы; у девушек с нерегулярным ОМЦ — предменструальная и овуляторная фазы. Данные факты конкретизируют как теоретические, так методические аспекты практики адаптивной и оздоровительной физической культуры положениями, раскрывающими целесообразность учета не только двигательных и физкультурных потребностей девушек-первокурсниц, но и специфику их индивидуального здоровья, что определяется не только текущим характером психофизического состояния студенток, но и различной динамикой фаз ОМЦ. Передовые научные достижения и ныне лежат в основе научно-методического обеспечения деятельности кафедры, её технического оснащения, учебной, воспитательной и организационно-методической работы. Специальные устройства, автоматические системы, приборные комплексы, великолепное компьютерное оснащение, современные спортивные сооружения, оборудование и тренажёры создают уникальную инструментально-техническую базу не только для развития, но и для модернизации всего научно-образовательного пространства деятельности кафедры. Такая деятельность кафедрой осуществляется как в стенах родного вуза, так и для сторонних организаций и учреждений. Экспорт своих научных, научно-методических, научно-образовательных, инновационных идей и авторских методик, сотрудники и преподаватели кафедры основывают на новых результатах своих исследований. Активную научную работу на кафедре осуществляет к.п.н., доцент, профессор кафедры Ярушин Сергей Алексеевич (р. 06.01.1962 г.). В своей диссертации на соискание учёной степени кандидата педагогических наук по специальностям: 13.00.01 – общая педагогика и 13.00.04 – теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры на тему «Факторы обеспечения спортивного мастерства квалифицированных лыжников-гонщиков» под научным руководством к.п.н., доцента Владимира Витальевича Рыбакова и с научным консультированием д.п.н., профессора Леонида Михайловича Куликова (Челябинск, 2000 год), С.А.Ярушин: 1) выявил критерии и факторы, определяющие высокие достижения в лыжных гонках; 2) установил допустимые границы тренировочных и соревновательных нагрузок, обеспечивающих максимальное развитие тотальной специфической работоспособности квалифицированных лыжников-гонщиков; 3) разработал и апробировал технологию программирования структур годичного цикла подготовки лыжников-гонщиков высокой квалификации.

Ярушин Сергей Алексеевич, к.п.н., доцент Заведующий кафедрой физического воспитания и спорта с 2008 по 2013 годы, ныне профессор кафедры, награждён нагрудным знаком «Отличник физической культуры и спорта»
Исследования тогда проводились в рамках нескольких последовательных и взаимосвязанных этапов с 1990 по 1999 годы. Такая многолетняя программа педагогических наблюдений обеспечивала преемственность в получении, обработке, интерпретации и представлении теоретического и экспериментального материала.
 Фото: профессор кафедры, к.п.н. Ярушин Сергей Алексеевич с главным редактором научно-теоретического журнала «Теория и практика физической культуры», д.п.н., профессором Лубышевой Людмилой Ивановной, г.Казань, июль 2013 года
В ходе дальнейших своих исследований С.А.Ярушин доказал, что в основе высоких и стабильных спортивных результатов в лыжных гонках лежит комплекс постоянно действующих факторов современной спортивной подготовки, включающий: 1) учет параметров тренировочных программ с оценкой тренирующего потенциала задаваемых нагрузок по критериям величины (объема и интенсивности), направленности и вариативности ("скачкообразности" и "контрастности") воздействия, специфичности, особенностям размещения в структурах тренировочного процесса; 2) рациональную последовательность (преемственность) и продолжительность выполнения нагрузок различной преимущественной направленности в структурах годичного макроцикла на основе установления закономерностей и особенностей взаимосвязи задаваемых нагрузок и вызываемых ими адаптационных реакций, обеспечивающих рациональную реализацию ТАР организма спортсменов; 3) формирование и совершенствование специфического компонента работоспособности квалифицированных лыжников-гонщиков, включающего уровень проявления и особенности взаимосвязи соревновательной результативности, ведущих двигательных качеств, морфофункциональных, биохимических, иммунологических показателей и состояния здоровья. В результате целой серии научных работ С.А.Ярушиным было выдвинуто и обосновано положение об оптимальной последовательности (преемственности) и продолжительности включения нагрузок различной преимущественной направленности в тренировке квалифицированных лыжников-гонщиков на основе оценки и реализации текущего адаптационного резерва (ТАР). На базе данного положения разработана программа годичного цикла подготовки лыжников-гонщиков. Установлены параметры задаваемых нагрузок по критериям величины, специализированности, направленности, особенностям размещения в структурах тренировочного процесса. Определена структура подготовленности лыжников-гонщиков различной квалификации с оценкой морфологических, физиологических, биохимических, иммунологических и двигательных показателей. Выявлены особенности общего и избирательного позитивного воздействия на факторы и компоненты спортивного мастерства лыжников-гонщиков высокой квалификации. Полученные С.А.Ярушиным материалы раскрывают многообразие связей между задаваемыми нагрузками, их переносимостью и особенностями морфофункциональной специализации организма лыжников-гонщиков различной квалификации. Выявление принципов общего и избирательного совершенствования составляющих спортивного мастерства квалифицированных лыжников-гонщиков позволяет определить направленность, структуру, содержание, продолжительность и последовательность выполнения в рамках годичного цикла основных структурных образований тренировочного процесса.
 Фото: профессор кафедры, к.п.н. Ярушин Сергей Алексеевич с ректором Национального государственного университета физической культуры, спорта и здоровья им. П.Ф.Лесгафта (г.Санкт-Петербург), д.п.н., профессором Таймазовым Владимиром Александровичем, г.Казань, июль 2013 года
По материалам научных работ и научно-методических разработок С.А.Ярушиным с соавторами установлены подходы, направления и эффективные способы оптимизации и интенсификации подготовки квалифицированных лыжников-гонщиков на основе повышения направленности воздействия задаваемых нагрузок, вариативности их включения, специализированности и рациональности размещения в различных структурах годичного макроцикла. С.А.Ярушиным разработана и реализована на практике программа подготовки в годичном макроцикле. Достигнут положительный эффект от применения в тренировочном процессе квалифицированных лыжников-гонщиков полученных в ходе исследования экспериментальных материалов, выдвинутых теоретических положений и разработанных методических рекомендаций. Материалы научных работ С.А.Ярушина и в настоящее время востребованы и активно используются в подготовке лыжников-гонщиков сборных команд областей, краев и республик Российской Федерации, они включены в учебный процесс студентов академий и университетов физической культуры, факультетов физического воспитания университетов и педагогических вузов, слушателей факультетов повышения квалификации.
 Иванов Валентин Дмитриевич, к.п.н., доцентПлодотворную и высокоэффективную научную работу на кафедре осуществляет к.п.н., доцент Иванов Валентин Дмитриевич (р. 30.01.1955 г.). В
своей диссертации на соискание учёной степени кандидата педагогических
наук по специальностям: 13.00.01 – теория и история педагогики на тему «Внеклассная деятельность подростков как фактор формирования их экологической культуры» под научным руководством Заслуженного деятеля науки России, д.п.н., профессора Альберта Яковлевича Найна (Екатеринбург, 1992 год), В.Д. Иванов: 1) изучил
состояние проблемы формирования экологической культуры подростков в
теории и практике средней общеобразовательной школы; 2) разработал модель формирования экологической культуры личности школьника; 3) определил и обосновал основные педагогические средства интенсификации формирования экологической культуры учащихся. В результате этой работы В.Д. Иванов выявил необходимые условия и критерии сформированности экологической культуры подростков и составил методические рекомендации по управлению развитием экологической культуры учащихся для работников народного образования. Таким образом, было уточнено понятие «экологическая культура подростка» как процесса и результата целенаправленного формирования экологических знаний и умений, воспитания экологически ориентированного сознания и поведения школьников. Дополнены условия повышения эффективности внеклассной воспитательной работы как важного педагогического фактора в процессе формирования экологической подростков (диалектическая взаимосвязь и преемственность внеклассной воспитательной работы с учебным процессом; подготовленность учителей к данному виду работы; наличие экологических традиций в учебном заведении; социально-экологическая активность подростков; поисково-исследовательская и практическая природоохранная деятельность школьников). Определены и обоснованы педагогические средства интенсификации формирования экологической культуры учащихся: использование экологического музея, штаба охраны природы и экологического практикума как эффективных средств внеклассной воспитательной работы по формированию экологической культуры подростков. До сих пор, многие научные и научно-методические работы В.Д. Иванова направлены на совершенствование педагогического управления процессами формирования культуры подростков. В части работ, им впервые был поставлен вопрос о вскрытии психолого-педагогических резервов внеклассной воспитательной работы по повышению эффективности развития культуры подростков. К ним относятся: повышение социальной активности подростков, рост двигательной активности, осуществление преемственности между учебной и внеклассной деятельностью школьников, использование поисково-исследовательской деятельности учащихся в самообразовании и самосовершенствовании, участие детей в работе разновозрастных творческих, спортивных и эвристических объединениях. В.Д. Ивановым предложен целый ряд эффективных инструментов и средств психолого-педагогической диагностики развития основных компонентов общей и физической культуры подростков, разработан и апробирован интегративный показатель, с помощью которого скорректированы уровни и баланс сформированности общей и физической культуры учащихся общеобразовательных школ. Эта серия исследований позволила В.Д. Иванову в плотную подойти к изучению целого ряда актуальных проблем для современных теории и методики физического воспитания, спортивной тренировки, адаптивной и оздоровительной физической культуры. Социальное благополучие личности школьника сегодня многие рассматривают в структуре здоровья учащихся. Доцент В.Д. Иванов, разрабатывая концепцию витагенного (актуализированного жизненным опытом ребёнка) формирования физической культуры подростков, актуализирует антропософское учение об активности человека и роли этой активности в формировании и развитии личности школьника, где внеклассная деятельность становиться не столько формой, сколько средством самообразования и социально-культурного роста в социуме подростков. Сегодня В.Д. Иванов является автором 57 научных работ и публикаций. Среди них более 15 работ опубликовано в центральной научной печати, 1 монография и 9 пособий. Валентин Дмитриевич ведёт большую научно-общественную деятельность, он учёный секретарь ежегодной Всероссийской научно-практической конференции «Безопасность и адаптация человека к экстремальным условиям среды и деятельности», которая проходит на базе Челябинского государственного университета. В последние годы в работах В.Д. Иванова рассматриваются: 1) внеклассная деятельность подростков как фактор и инструмент самообразования и социально-культурного роста в социуме подростков; 2) культурное, нравственное и физическое воспитание школьников, в диалектическом взаимодействии субъективизма восприятия подростков и объективных социальных и психолого-педагогических явлений; 3) педагогические средства интенсификации процессов формирования общей и физической культуры подростков; 3) средства педагогической диагностики физического развития и сформированности общей культуры подростков в коррекции деятельности.
Эффективную и интересную научную работу на кафедре осуществляет к.б.н., доцент Пястолова Нелли Борисовна (р. 03.11.1956 г.). В своей диссертации на соискание учёной степени кандидата биологических наук по специальности 03.00.13 – физиология на тему «Возрастные особенности адаптационных реакций сердца на локальную мышечную деятельность у дошкольников с нарушением зрения» под научным руководством д.б.н., профессора Татьяны Владимировны Поповой (Челябинск, 2001 год), Н.Б. Пястолова: 1) изучила особенности возрастного развития нейродинамических функций у детей с 4 до 10 лет с нарушениями зрения; 2) выявила и сравнила индивидуальные особенности психоэмоциональных реакций здоровых и детей с нарушениями зрения 4-10 лет; 3) разработала, апробировала и внедрила программу психофизической коррекции, направленную на создание положительного эмоционального фона у детей с нарушениями зрения дошкольного и младшего школьного возраста. Пястолова Нелли Борисовна, к.б.н., доцент
В результате своих диссертационных исследований Н.Б. Пястолова впервые определила возрастные особенности психофизиологических функций у детей дошкольного возраста с нарушениями зрения, заключающиеся в большей неравномерности возрастных изменений и более низких значениях почти всех показателей в большинстве возрастных групп по сравнению со здоровыми сверстниками. Обнаружено, что показатели хронометрии у мальчиков и у девочек большинства возрастных групп, за исключением 8-ми летнего возраста отличались от показателей здоровых детей. Н.Б. Пястоловой выявлены 3 типа эмоционального реагирования для обследованных детей дошкольного и младшего школьного возраста с нарушениями зрения: нормальное (адекватное), пониженное (гипореактивное) и повышенное (гиперреактивное). Ею также было выявлено, что у детей с гипореактивностью наблюдается низкая подвижность нервных процессов, сочетающаяся с низкой утомляемостью, при гиперреактивности — высокие показатели подвижности и утомляемости. Установлено, что у детей дошкольного возраста с нарушением зрения, а также у гипореактивных преобладают отрицательные эмоции, что эффект оздоровительной программы для детей с нарушениями зрения выше на ранних возрастных этапах (5-6 лет). Дальнейшие исследования Н.Б. Пястоловой по теме своей диссертационной работе показали, что результаты проведённого исследования позволяют дополнить раздел возрастной физиологии данными о влиянии сенсорных нарушений в раннем детстве на характер психофизиологических функций. В последующих диссертационному исследованию Н.Б. Пястоловой работах было установлено, что раннее использование коррекционных методов позволяет ускорить физическое и функциональное развитие детей с нарушениями зрения. Полученные ею данные об особенностях возрастного развития нейродинамических и психоэмоциональных функций у детей составили научную основу разработки программы психофизической коррекции для детей с нарушениями зрения. В целом ряде работ Н.Б. Пястоловой было показано, что у таких детей занятия по коррекционно-оздоровительной программе с акцентом на создание положительного эмоционального фона приводят к ускорению развития функций центральной нервной системы и возникновению положительного эмоционального настроя, способствуют социальной адаптации. За последние годы в исследованиях Н.Б. Пястоловой было убедительно доказано, что: 1) особенности возрастного развития нейродинамических функций у детей с нарушениями зрения заключаются в большей неравномерности возрастных изменений и более низких значениях исследуемых показателей в большинстве возрастных групп, по сравнению со здоровыми сверстниками; 2) в группе обследованных детей дошкольного и младшего школьного возраста выявляются 3 типа эмоционального реагирования: нормальное (адекватное), пониженное (гипореактивное) и повышенное (гиперреактивное). По показателям нейродинамики, у гипореактивных детей преобладают процессы торможения, у гиперреактивных - возбуждения. У детей дошкольного возраста с нарушением зрения, а также у гипореактивных в рисуночных тестах преобладают отрицательные эмоции. 3) психофизическая коррекция, направленная на создание положительного эмоционального фона, вызывает улучшение эмоционального реагирования и повышение функций нервной системы у детей с нарушением зрения дошкольного и младшего школьного возраста.
Научный журнал «Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация» ISSN 2500-0365
Электронный адрес размещения журнала на сайте elibrary
http://elibrary.ru/title_about.asp?id=61045
Журнал входит в РИНЦ, в перечень ВАК
Периодическое, рецензируемое научное издание кафедры -
научный журнал (сайт журнала - http://vestnik-fvis.jimdo.com/)
Цель научного журнала Повышение качества освещения основных
результатов диссертационных работ и создание условий выполнения требований
Высшей аттестационной комиссии Министерства образования и науки России, предъявляемых
к научным публикациям соискателей ученых степеней кандидатов и докторов
педагогических наук по номенклатуре специальностей научных работников:
13.00.01; 13.00.04; 13.00.08. Задачи научного журнала 1. Освещать новые научные результаты, имеющие существенное
значение в различных областях фундаментальной и прикладной науки по педагогике
и психологии в разделе физическая культура, спорт, туризм и двигательная
рекреация. 2. Обеспечивать международные и межрегиональные
научно-координирующих функций в грамотном, качественном и своевременном
освещении основных результатов научных работ авторов журнала. 3. Создавать среду открытости и доступности широкого
освещения результатов научных работ аспирантов, претендующих на защиту
диссертаций и получение ученых степеней по научным специальностям
диссертационных советов в различных областях педагогики и психологии связанные
с физической культурой, спортом, туризмом и двигательной рекреацией. 4. Формировать постоянный устойчивый интерес у научной и
научно-педагогической общественности, а также у молодых и начинающих ученых к
журналу, его растущую востребованность в профессиональных кругах педагогов,
психологов различных регионов России, ближнего и дальнего зарубежья. Периодичность выходов номеров журнала
4 раза в год. Подробнее информация о журнале на сайте: http://vestnik-fvis.jimdo.com/
|