Вход
EN
454001, г. Челябинск, ул.Братьев Кашириных, 129
Личный кабинет
Списки поступающих
Главная > Текущая страница

Годы студенческие – годы военные  

В 2020 году мир отмечает великий праздник – 75-ю годовщину Победы над фашизмом. Война многолика. Она соткана из многих событий, судеб, историй. Отдельная страница военного времени – высшее образование. Какое влияние оказала на него война? Как изменила жизнь студентов и вузовских преподавателей? 


Накануне войны в СССР работало 817 высших учебных заведений, в которых обучалось более 800 тысяч студентов. В первые два года войны их число значительно сократилось, и к 1942 году в стране осталось 460 вузов с численностью студентов чуть более 200 тысяч человек. Постепенное восстановление вузовской системы стало возможным после коренного перелома в войне. Нужно было думать о жизни после войны. Очевидно, что стране нужны были специалисты во всех отраслях экономики. С 1943 года возобновляется рост числа высших учебных заведений, а к концу войны количество вузов почти достигло довоенного уровня – 789. В них обучалось 442 тысячи студентов.

Для того чтобы юноши и девушки получали высшее образование, за годы войны были упрощены условия поступления в вузы. Отличники и хорошисты зачислялись без вступительных экзаменов. А при наличии свободных мест этой льготой могли воспользоваться ребята с удовлетворительными оценками в аттестате.

Государство спешило с подготовкой специалистов. Для этой цели в годы войны сократился срок обучения с пяти до трёх с половиной лет. Это происходило за счёт сокращения каникул, практик, времени на подготовку диплома, увеличения числа еженедельных занятий. Система высшего образования претерпела и другие изменения: студенты осваивали военно-прикладные и медицинские навыки, совмещали учёбу с работой, получали право свободного посещения учебных занятий при условии своевременной сдачи экзаменов и зачётов.

Даже в такое непростое время студенты получали стипендию. Если до войны на неё могли рассчитывать лишь 20 % из них, то с 1943 года этот показатель возрос до 80 %. Кроме стипендии, студенты получали паёк в размере 400 граммов хлеба, что было меньше, чем у рабочих. В ряде случаев этот факт оказывался главным в принятии решения об уходе из вуза. По воспоминаниям студентов военного времени, их всё время преследовало чувство голода. Однако с 1943 года размер хлебного пайка увеличился до 600 граммов, также были введены дополнительные карточки и на другие продукты. После этого многие ранее отчислившиеся студенты вернулись за парты.

В годы войны на Южном Урале обосновалось 15 вузов. На базе эвакуированных Сталинградского механического института и Киевского медицинского института были открыты в 1943 году Челябинский механико-машиностроительный (сейчас ЮУрГУ) и – в 1944 году – Челябинский медицинский институты. Активно работали вузы, созданные ещё в довоенное время: Челябинский институт механизации сельского хозяйства, Троицкий ветеринарный институт (ныне объединённый вуз ЮУрГАУ), Челябинский педагогический институт (ЮУрГГПУ), горно-металлургический и педагогический институты города Магнитогорска (МГТУ им. Г. И. Носова).

В первые же дни Великой Отечественной войны в вузах Челябинской области, как и по всей стране, прошли митинги, где студенты дали клятву овладеть военными знаниями и всеми силами содействовать борьбе с захватчиками. Многие из них ушли добровольцами на фронт.

Война определяла повсе дневную жизнь студенчества. Помимо учебы, студенты занимались политико-просветительской работой. Еженедельно происходили политинформационные собрания о ситуации на фронте. Студенты выступали в госпиталях, помогали ухаживать за ранеными. Вузы заключали договоры с колхозами о помощи в уборке урожая. К важным студенческим инициативам можно отнести участие в заводских субботниках и сбор денег на нужды фронта. Собранные деньги направлялись на создание южноуральских воинских частей – танковых колонн имени «Двадцатилетия Октября» и «Челябинские колхозники», Уральского добровольческого танкового корпуса.

Вместе с тем даже в экстремальной ситуации войны студенческая жизнь была насыщена времяпрепровождением, свойственным молодёжи во все времена. В военном дневнике преподавателя горно-металлургического института в Магнитогорске А. Н. Державина можно прочитать такие строки: «Да, институт здесь живёт нормальной жизнью. Студенты танцуют на вечерах, ходят в кино и в театр, сидят за конспектами и т. д.».

В годы Великой Отечественной войны советская высшая школа выполнила свою главную задачу – подготовку высококвалифицированных кадров для фронта и тыла.

Автор материала Наталья Гришина, декан историкофилологического факультета 

Использованы материалы научных работ А. В. Сперанского и Н. Н. Макаровой, официальных сайтов вузов






















false,false,1