Вход
EN
454001, г. Челябинск, ул.Братьев Кашириных, 129
Приёмная комиссия +7 (900) 073-30-49
Личный кабинет
Списки поступающих
Главная > Текущая страница

«Евразия – 2022» глазами лингвистов и управленцев




 ​

В Челябинске завершился Международный научный культурно-образовательный форум «Евразия – 2022: социально-гуманитарное пространство в эпоху глобализации и цифровизации». На 12 площадках он объединил около 6000 участников из 22 стран и 30 регионов России. В Челябинском государственном университете работали две крупные площадки форума.

 

Ставшая брендом ЧелГУ XI Международная научная конференция «Слово, высказывание, текст в когнитивном, прагматическом и культурологическом аспектах» выступила площадкой для лингвистов форума «Евразия – 2022». Учёные из Великобритании, Бельгии, Казахстана, Белоруссии, Китая, Грузии, Узбекистана, Венгрии и Украины, а также 67 городов России, поделились научными изысканиями по широкому кругу тем: от дискурсивного конструирования и языковой картины мира до русской словесности в пространстве Европы и Азии. Помимо работы в секциях, лингвисты посетили ассортиментную сессию, круглые столы, воркшоп с использованием VR-технологий и мастер-классы.

Студенты креативно представили свои проекты в научном стендапе, а также посетили круглый стол, проектный студенческий лекторий и воркшоп.

Ещё одна площадка форума объединила более 900 учёных, преподавателей и магистрантов разных специальностей из России и зарубежных стран в очном, заочном и онлайн форматах. Так, Международная междисциплинарная научная конференция «Управление в условиях цифровизации социально-экономических процессов» собрала исследователей в области экономики, управления и бизнеса. Организаторы – факультет управления ЧелГУ – приготовили для участников четыре секции по актуальным вопросам управления, а также круглый стол с разбором региональных цифровых проектов, мастер-класс и конкурсы реферативных работ, презентаций, а также выставку плакатов.

​Редакция газеты «Университетская набережная» отметила несколько понравившихся докладов учёных в различных секциях.

 

Татьяна Ларина – о русской искренности и английской тактичности в рецензиях




Доктор филологических наук, профессор, профессор кафедры иностранных языков филологического факультета РУДН, главный редактор журнала Russian Journal of Linguistics Татьяна Ларина посвятила свой доклад вопросу эмоционализации академического дискурса на примере жанра анонимной научной рецензии. Во время её написания рецензенту неизвестно имя автора, а автору, в свою очередь, – имя рецензента.

Татьяна Ларина объяснила специфику анонимной научной рецензии и причины её непосредственной связи с эмоциональной составляющей коммуникации. Во-первых, по своей природе этот жанр конфликтогенный, поскольку предполагает как позитивную, так и негативную оценку рецензента. Во-вторых, анонимный характер рецензирования даёт рецензенту чувство большей свободы в выражении своего мнения и эмоций, которые оказывают эмоциональное воздействие на автора статьи и на членов редколлегии. В результате в эмоциональную коммуникацию оказываются вовлечёнными все участники данного процесса, что сказывается на эмоциональном состоянии каждого.

«Для русских учёных в рецензировании важна эмоциональность, естественность, искренность, а для английских – эмоциональная сдержанность, равенство, внимание к чувствам автора статьи», – комментирует Татьяна Викторовна.

 

Елена Азначеева – о лингвистических инновациях в соцсетях

Профессор кафедры романо-германских языков и межкультурной коммуникации факультета лингвистики и перевода ЧелГУ Елена Азначеева проанализировала особенности сленга участников платформы «Яндекс.Дзен» и выявила лингвистические средства маркирования семиотической границы «свой–чужой».

«В наше время информационно-психологических и ментальных войн особую актуальность приобретает исследование социальных аспектов неформальной речевой коммуникации, – комментирует Елена Азначеева. – Изучение речевого общения на социально значимые темы в повседневной коммуникации, в медиадискурсе, интернет-дискурсе, в том числе и в социальных сетях, позволяет получить представление об умонастроениях в обществе, его духовно-психологическом состоянии и об уровне сформированности общегражданской идентичности».

Учёный отметила, что современные социальные сети являются источником многочисленных лингвистических инноваций, сферой действия языковой игры, креативных процессов, выполняющих экспрессивную, оценочную и языкотворческую функцию.

Так, в последнее время стала продуктивной новая словообразовательная модель существительных с префиксом не- и его вариантом недо-, частотность которой отражает процессы идеологического разделения и размежевания в социуме: «небратья», «недострана», «недогосударство», «недопрезидент», «недославянка» и «недотаджичка», «недоСМИ». «Ждём, когда у этого недоСМИ отберут лицензию».

 

Юлия Замышляева – о гендерной специфике в рекламе

Преподаватель кафедры теоретического и прикладного языкознания историко-филологического факультета ЧелГУ Юлия Замышляева представила на конференции результаты своей научной работы, направленной на изучение гендерной специфики в языке рекламы. Исследование было выполнено на материале современной англо- и русскоязычной рекламы. Молодой учёный выявила, что в англоязычных рекламных текстах имеется тенденция к гендерной нейтральности: авторы западных рекламных текстов, как правило, используют целый ряд языковых средств, которые позволяют сделать рекламу гендерно нейтральной и снизить возможный риск оскорбить кого-то из представителей целевой аудитории.

К этим средствам относятся: использование нейтральных местоимений, синонимическая замена, обобщение, отказ от гендерных указателей в наименовании профессии, отказ от местоимений, указывающих на пол, использование слов human и person и др.

«В русскоязычной рекламе сегодня, напротив, наблюдается противоположная тенденция к подчёркиванию гендерных ролей, – отмечает Юлия Замышляева. – Многие рекламные тексты в России являются гендерно окрашенными и даже порой сексистскими. При этом феминитивы, распространение которых в русском языке растёт благодаря Интернету и публицистическому дискурсу, часто используются в рекламном дискурсе не с целью обозначить действующее лицо по полу или повысить значимость роли женщины, а в ироничном или даже иногда в уничижительном значении».

 

Татьяна Воронцова – о речевых стереотипах в коммуникации

Профессор кафедры теоретического и прикладного языкознания историко-филологического факультета ЧелГУ Татьяна Воронцова, много лет занимающаяся исследованием коммуникативных процессов в различных типах дискурса, предложила вниманию коллег доклад, посвящённый речевым стереотипам в диалогической коммуникации. Спикер наглядно показала, в каких ситуациях и для чего используют речевые стереотипы, отметив при этом, что источником банальных цитат может быть любой дискурс. Материалами для исследования стали реальные диалоги людей. Благодаря частой воспроизводимости, банальные высказывания перестают быть цитатами, теряя своё авторство. В диалоговой коммуникации речевые стереотипы, как подчеркнула Татьяна Воронцова, могут выполнять самые разные функции. Доклад профессора ЧелГУ вызвал живой отклик у слушателей. В частности, в аудитории возник закономерный вопрос о том, как обнаружить клише в иностранных языках. Обсуждая этот аспект, лингвисты пришли к выводу, что речевые стереотипы – крайне неоднозначное понятие, которое порой не могут считать даже носители языка и культуры.

 

Сергей Головихин и Елена Неживенко – о долгосрочном прогнозе кадровой потребности региона

Доктора экономических наук ЧелГУ, декан факультета управления Сергей Головихин и профессор кафедры экономической теории и регионального развития Елена Неживенко сделали долгосрочный прогноз кадровой потребности Челябинской области и качества рабочей силы в условиях цифровизации на период до 2039 года. Прогнозные расчёты, построенные на основе математического моделирования, предусматривали развитие региона по трём сценариям: базовому, инвестиционному и оптимальному. Прогноз показал тенденцию роста спроса на рабочую силу в долгосрочном периоде в целом до 2 097 тысяч человек, а к 2039 году региону дополнительно потребуется 39 тысяч человек во всех отраслях экономики. Учёные выявили ожидаемый устойчивый рост кадровой потребности в тех отраслях, которые в наибольшей степени адаптивны к цифровым технологиям, – в обрабатывающих производствах, торговле, образовании, здравоохранении, информации и связи, финансах и страховании, государственном и муниципальном управлении, на транспорте, в профессиональной, научной и технической деятельности. При этом установлена тенденция существенного противодействия росту кадровой потребности в результате собственно развития цифровых технологий ведения бизнеса и управления.

 

Виктор Горшенин – о цифровой модели управления логистикой

Кандидат физико-математических наук, доцент кафедры менеджмента факультета управления ЧелГУ Виктор Горшенин разработал цифровую модель управления логистикой на основе теории «управляемого хаоса». С помощью модели возможно управлять бережливым производством фирм и корпораций в условиях глобальных ограничений, «заморозки» либо разрушения существующих цепочек поставок, значительного роста расходов на товародвижение и неминуемого повышения цен. Результатом внедрения цифровой модели в деятельность российских фирм и корпораций станет повышение эффективности и надёжности их цепей поставок.

Самые часто употребляемые термины на площадках ЧелГУ – «дискурс» и «цифровизация»


Комментарии экспертов

Алексей Текслер, губернатор Челябинской области:

«На Южном Урале идеи евразийства находят особый отклик и понимание. Многие столетия назад через наш регион проходил шёлковый путь, позже через Челябинск пролегла Транссибирская магистраль, связав в широком смысле Европу и Азию. Налаживались торговые, деловые связи, культурное взаимодействие, взаимное доверие. Этот многовековой опыт сотрудничества очень важен сейчас, когда сохраняется противостояние государств и политических блоков и всё чаще «водораздел» проходит между Востоком и Западом. В основе евразийской идеи всегда было признание самобытности каждого народа, уважение к традициям, стремление к культурному обмену и взаимовыгодному торговому и деловому сотрудничеству. Сегодня Челябинская область сотрудничает более чем со 120 странами мира, и мы уверены в том, что наши компании справятся с возникающими изменениями. Но экономика – это лишь одна из граней многостороннего сотрудничества. Поэтому я оцениваю проведение форума как знаковое событие для нашей области. Сегодня актуально говорить о евразийском сотрудничестве: важно налаживать связи, создавать проекты, расширять взаимодействие в науке, культуре, образовании».

 

Лилия Нефёдова, декан факультета лингвистики и перевода:

«Конференция «Слово, высказывание, текст в когнитивном, прагматическом и культурологическом аспектах» способствует диалогу учёных по вопросам евразийской интеграции в контексте глобализации и цифровизации, а также содействует развитию нетворкинг-партнёрства среди научной молодёжи. О значимости и привлекательности нашей площадки говорят цифры: 568 исследователей, преподавателей, молодых учёных, аспирантов и студентов из разных регионов России, стран ближнего и дальнего зарубежья зарегистрировались на конференцию».

 

Александр Головихин, декан факультета управления:

«На нашей площадке были впервые представлены результаты новейших трендовых исследований учёных университета, открывающих приоритетные направления развития науки и практики экономического управления. Дискуссии развернулись вокруг прогнозов кадровой потребности и кадровой обеспеченности региона в условиях его цифрового развития, декларированных направлений развития потенциала персонала промышленных предприятий, необходимого для перехода к «Индустрии 4.0», высказанных гипотез относительно использования положений теории «управляемого хаоса» для построения цифровых моделей управления логистикой. Открытием для науки и практики экономического управления на евразийском пространстве стали предложенные экосистемные подходы к управлению регионом в условиях расширения границ цифровизации, новые ракурсы формирования человеческого капитала и гуманизации в цифровом обществе, а также развития социальной ответственности бизнеса в условиях его цифровой трансформации».

 

Полосы подготовили Наталья Чанова и Анастасия Куренкова, 



​​​фото Станислава Кикосова, Инны Головановой






















































false,false,1