Песни Окуджавы исполняли Ирина Галеева (сопрано), Галина Сбродова (вокал), Екатерина Берсенева (меццо-сопрано), Наталья Гущина (фортепиано), Борис Цыпышев (гитара, вокал), Владимир Ошеров (фортепиано, вокал, оркестровка). Билеты на концерт были закуплены Советом ветеранов университета. К сожалению, как потом выяснилось, их было слишком мало, ибо ветеранов, желающих пойти на этот концерт, оказалось очень много. Но те ветераны, которые пошли на концерт, были не только довольны, а порою и умилялись до слез, вспоминая свою юность.
Люди, которым сейчас 50-70 лет, их юность пришлась на 1960-1970 годы, они во многом росли духовно и нравственно под влиянием песен Б. Окуджавы. Тогда только входили в моду транзисторные приемники, магнитофоны катушечные и кассетные, до массового распространения компьютеров было еще далеко. Молодежь школьного и студенческого возраста буквально заслушивалась песнями Окуджавы. Чем же привлекал и покорял слушателей Окуджава. Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо коснуться некоторых сторон его биографии. Он родился в Москве 9 мая 1924 года в семье грузина и армянки. С детства жил то в Москве, то в Тбилиси. В 1934-37 годах жил в Нижнем Тагиле, где его отец работал первым секретарем горкома партии. После ареста отца братом и матерью вернулся в Москву, где вскоре была арестована и она. Оставшись сиротами, в нищете братья-подростки испытали холод и голод, но не сломались, не ожесточились. Позже в своих песнях Б. Окуджава с ностальгией будет вспоминать этот период, арбатские дворы. В конце 1940 года братья переехали в Тбилиси. Восемнадцатилетним в 1942 году Окуджава уходит на фронт. Участвует в тяжелых боях в 1944 году за Моздок, получает тяжелое ранение, затем госпиталь в Тбилиси и в этом же году демобилизован по ранению. В 1945-50-м годах студент филологического факультета Тбилисского университета. По окончания университета распределен в Калужскую область учителем русского языка и литературы. Работал в сельских и районных школах, с 1952 года учителем русского языка и литературы в Калуге, сотрудничает в газетах, участвует в литобъединении, пишет и публикует стихи. В 1956 году мать возвращается из лагеря, и Окуджава переезжает в Москву и в этом же году издает первый сборник стихов «Лирика». С этого времени творческая деятельность Окуджавы резко активизируется: он пишет стихи, киносценарии, делает переводы, выступает на литературных вечерах со своими стихами. Именно в 1960-70- е годы он пишет много песен и музыку к ним, выступает с концертами в разных аудиториях и городах. В эти же годы он написал стихи и песни к более двадцати кинофильмам. Среди них такой популярнейший фильм, как «Белое солнце пустыни» (стихотворение «Ваше благородие, госпожа Разлука», музыка И.Шварца). К нему приходит известность и популярность. Чем же полонил души своих слушателей Окуджава тогда? Чем он сохранился в памяти слушателей старших поколений и сегодня?
На мой взгляд, редкий для того времени пафос сентиментальности привлекал слушателей больше всего. Хотя слова «сентиментальность», «сентиментальный» не были тогда в почете у официозного искусства и у официозной идеологии, но именно этот пафос песен Окуджавы, понимаемый в высоком человеческом смысле, породил в них глубокую душевную теплоту, милосердие, добролюбие, которые из века в век выше закона и любой идеологии, дружелюбие, трогательное восхищение женщиной, воспоминания о войне и уходящих на нее юношей, вчерашних «школяров». Логично и нелогично то, что у Окуджавы есть песня «Сентиментальный марш» с начальной строфой:
Надежда, я вернусь тогда
Когда трубач отбой сыграет,
Когда трубу к губам приблизит
И острый локоть отведет.
Надежда, я останусь цел,
Не для меня земля сырая,
А для меня твои тревоги
И добрый мир твоих забот.
Для Окуджавы такой марш внутренне необходим в силу пафоса сентиментальности. Но с точки зрения истории жанра марша – словесного и музыкального – это кажется нелогичным: ведь традиционный марш предполагает четкий ритм, декламативную интонацию, преобладание мужественного, волевого начала, организующего движение войск или демонстрантов. (Сравни, например, стихотворение В.Маяковского «Левый марш»).
Б. Окуджава начале 1960-х годов приобрел славу лучшего барда страны, воскресил авторскую песню, как жанр синтезирующий воедино, в одном лице Поэта, Композитора, Исполнителя. Конечно, в стихах и песнях Окуджавы хорошо ощущается высокая филологическая культура, привитая филологическим факультетом Тбилисского университета: хорошее чувство слова со всеми его оттенками, задушевная песенно-лирическая интонация, культура стиха. Чуть позже вступил на этот же путь В.Высоцкий, который многому учился у Окуджавы, но пафос его лирики и песен в основном – пафос мужества. Так авторская песня в 1960-70-е годы обрела два мощных, широких крыла – пафос сентиментальности Окуджавы и пафос мужества Высоцкого. Первое крыло сближало людей душевно, порождало в них теплосердечные чувства дружбы, любви, всепрощения и всепонимания. А пафос мужества многих песен Высоцкого пробуждал в людях волю и тягу к героическому.
Программной в этом плане стала песня Окуджавы «Давайте восклицать…» к кинофильму «Ключ без права передачи» (1977).
Давайте восклицать, друг другом восхищаться
Высокопарных слов не стоит опасаться.
Давайте говорить друг другу комплименты -
Ведь это все любви счастливые моменты.
Давайте горевать и плакать откровенно
То вместе, то поврозь, а то попеременно.
Не надо придавать значения злословью,
Поскольку грусть всегда соседствует с любовью.
Давайте понимать друг друга с полуслова,
Чтоб, ошибившись раз, не ошибиться снова.
Давайте жить, во всем друг другу потакая,
Тем более что жизнь короткая такая.
Это стихотворение показывает, насколько любит Окуджава диалог со своим читателем, точнее слушателем: в его песнях постоянные призывы и обращения к «мы», «вы», «юнкерам», «кавалергардам», «живописцам», «женщине», «друзьям», «Богу», «гостям», «часовым любви», «Арбату», «последнему троллейбусу» и т. д. И почти во всех призывах и обращениях присутствует высокая комплиментарность. Полагаю, что Окуджава – самый комплиментарный из всех российских бардов. Именно это свойство сразу располагает слушателя к со-чувствованию и со-переживанию с его песнями. В этом и многом другом, о чем говорилось выше, нам видятся те чувства, настроения и переживания, которые будут востребованы людьми в будущем!
Есть один странный парадокс в творческой судьбе Окуджавы. В 1960-е годы, когда он обрел широкую популярность своими песнями, вдруг решает уйти в прозу, в киносценарии. Но сегодня стало очевидным, что в истории литературы и культуры, в нашей памяти он остался автором и исполнителем своих песен, бардом, а не прозаиком.
Теперь после небольшого погружения в биографию, эстетику и этику Б.Окуджавы, обратимся к впечатлениям от концерта. Его очень удачную программу составила и вела Лидия Заркина, заслуженный работник культуры России. В программу были включены классические песни Окуджавы. Кроме этого ведущая в перерывах между песнями давала краткие сведения о его биографии, творчестве, оценках критиков.
Конечно, звездой концерта стал Борис Цыпышев, который под гитару исполнял «Виноградная косточка», «Господа юнкера», «Госпожа удача». Его хороший баритон с широким диапазоном, великолепное владение гитарой покорили слушателей, особенно тех, кто слышал его в первый раз. Он по всем показателям оказался наиболее приближен к исполнению своих песен Окуджавой. С радостью отмечаю, что наследие Б. Окуджавы не бронзовеет и не каменеет с годами. Свидетельством этого и, вероятно, неожиданной вершиной всего концерта стало исполнение знаменитой философской песни Окуджавы «Молитва Франсуа Вийона». Она была исполнена под оркестровку пианиста и композитора Владимира Ошерова: трио Борис Цыпышев (вокал, гитара) и Ирина Галеева (вокал) и Ошеров (фортепиано, вокал). Ничего не теряя от исполнения этой песни самим Окуджавой, песня прозвучала по-новому.
Певицы Галеева Ирина, Сбродова Галина, Берсенева Екатерина, каждая по-своему, представили песни «Бумажный солдат», «Здесь птицы не поют», «Капли датского короля», «Кавалергарды», «Любовь и разлука», «Еще не сшит, твой наряд подвенечный» и другие. Песни эти исполнялись в сопровождении фортепиано (Наталья Гущина, Владимир Ошеров). Некоторые ветераны после концерта посетовали, что исполнение песен Окуджавы в сопровождении фортепиано, а не гитары – нарушение традиции. Но, вероятно, эти сетования не учитывают одного момента: песни Окуджавы живут, приобретают новое исполнение и новых исполнителей.
Этот концерт для ветеранов университета стал не только настоящим праздником воспоминаний о своей юности, но и надеждой на то, что в будущем высокая человеческая мораль и этика станут нормой жизни нашего общества.
Фрагменты этого концерта смотри в разделе «Видеоматериалы, интервью».